Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Вход

Забыли пароль?

Регистрация

Если у вас есть аккаунт — авторизуйтесь

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владивостокский базовый медицинский колледж»

Методические указания для преподавателей по составлению тестовых заданий

 

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Владивостокский базовый медицинский колледж»

(КГБПОУ «ВБМК»)

 

Методические указания

для преподавателей

по составлению и оформлению тестовых заданий

 

Владивосток

2016

 

 

Методические указания предназначено для преподавателей

    Тестирование - процедура, позволяющая объективно установить уровень учебных достижений обучающихся и качественно измерить их уровень подготовленности. 

Составители:

1. Алябина И.В. – старший методист высшей квалификационной категории КГБПОУ «ВБМК»

  1. Гладких Е.С. – преподаватель КГБПОУ «ВБМК»
  2. Графова И.Ю. - преподаватель первой квалификационной категории КГБПОУ «ВБМК»

 

Утверждено

 приказом и.о. директора

«04»   марта    2016г. №75-О  

 

  1. Общие положения

 

ТЕСТОВЫЙ  КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

    Одной из форм аттестации является тестирование - процедура, позволяющая объективно установить уровень учебных достижений обучающихся, то есть: теоретических знаний, интеллектуальных уменийпрактических навыков.  В педагогике термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности обучающихся.   Последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному.

   Тестсистема кратких вопросов и заданий, с ограничением времени выполнения для установления характеристик обучения и их последующего анализа.

  Тестирование – это одновременно и метод, и результат педагогического измерения.

Тест состоит из тестовых заданий.

 Тестовое заданиеучебная ситуация, для которой тестируемый должен выбрать вариант ответа или же сконструировать такой вариант.

Тестовые задания - это дидактические и технологические средства объективного контроля подготовленности обучающегося.

    Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.

     Тесты обученности позволяют опросить всех обучающихся на каждом занятии и за несколько минут можно получить срез обученности всех обучающихся. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения. Индивидуальная и дифференцированная работа с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании.

Цели. Целями построения комплексной системы промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся являются:

  • систематизация знаний;
  • использование потенциала учебной дисциплины (далее-УД), междисциплинарного курса (далее-МДК)  для формирования умений и навыков свободного поиска информации, ее отбора и пересмотра знаний;
  • развитие навыков анализа информации;
  • формирование у обучающихся умений и навыков исследовательской деятельности;
  • стимулирование мотивации обучающихся к учебе на основе информирования их о результатах учебной деятельности;
  • овладение обучающимися технологической диагностики знаний и умений.

2.Требования, предъявляемые  к  разработке тестовых заданий

1. Предметная чистота.

Суть каждого тестового задания должна отражать только данные УД,  МДК предмет. Важно учитывать значимость материала, его научную достоверность, соответствие содержания тес­та уровню современного понимания науки.

2. Формальная чистота.

Форма тестового задания должна соответствовать приведенной выше квалификации. Шрифт также должен соответствовать общепринятым нормам. В данном случае форма играет не пассивную, а активную роль. Она может запутать, но может помочь обучающемуся при определении его знаний.

3. Надежность.

Обеспечивается совокупностью тестов данного уровня с определенным количеством существенных операций в них.

4. Содержательная корректность.

Текст любого задания может быть подвергнут обсуждению и оспорен коллегами на заседании предметно-цикловой комиссии.

5. Однозначность ответа.

Все обучающиеся должны одинаково понимать задание. Задание должно быть составлено таким образом, чтобы ответ на него был единственным и однозначным.

6. Время тестирования должно быть минимальным.

Не существует точных рекомендаций по затратам времени на тестирование. Но примерно можно придерживаться такой нормы: на одно задание должно быть затрачено не более двух минут. Точное время для ответов на подготовленный тест определяется экспериментально.

7. Тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве.

Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий, тем точнее определяется уровень знаний.

8. Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от более простого к более сложному.

В идеале в тесте не должно быть очень легких, абсолютно всеми решаемых заданий. Хотя иногда можно в начале теста вводить несколько таких заданий, чтобы ободрить испытуемого, повысить его уверенность в себе и помочь реализовать свой потенциал, ощу­тив в ходе тестирования определенный боевой настрой.

Также иногда полезно включать 1 - 2 задания высокого уровня сложности, чтобы у обучающегося не сформировалось чувство непогрешимости и завышенной самооценки, чтобы было к чему стремиться.

9. Вариативность содержания.

10. Тест должен включать в себя следующие элементы:

имя теста (отражение сути темы, раздела УД, МДК;

номер варианта (чем больше, тем лучше, мин.- 4);

указание уровня усвоения.

11. Краткость заданий.

Многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов.

Если поставить вопрос о сравнительной ценности всех четырех рассмотренных здесь форм тестовых заданий, то можно отметить следующее: в последнее время предпочтение отдается открытой форме заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю. Но это не значит, что остальные формы не позволяют сделать хороший тест. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор во многом зависит от УД, МДК, от цели создания и применения теста, от ориентации на ручную или машинную обработку результатов и даже от приверженности к той или иной теории тестов. Все это подтверждает мысль о том, что выбор формы - процесс не менее творческий, чем создание и применение тестов.

12.Виды тестов по форме контроля:

текущий от 10 до 20 заданий;

промежуточный не менее 200 заданий.

Тесты обладают следующими основными свойствами, нарушение любого из которых делает неприменимым тест:

1. Валидность – соответствие измеряемым знаниям, умениям.

2. Сложность – объем умственных усилий для выбора ответа.

3. Надежность – правильность и адекватность отражения уровня знаний.

4. Устойчивость – равнозначность для различных групп испытуемых.

5. Репрезентативность – полнота охвата учебного материала.

6. Значимость – актуальность включения в тест.

7. Достоверность – соответствие современному состоянию науки и методике обучения.

8. Гипотеза тестирования – основные педагогические условия, при которых идет проверка испытуемых.

Перечень знаний для проверки может иметь вид:

  •  знание названий;
  •  знание семантического смысла названий;
  •  фактуальные знания;
  •  знание определений;
  •  сопоставительные знания;
  •  классификационные знания;
  •  знание противоположностей;
  •  ассоциативные знания;
  •  знания причинно-следственных отношений;
  •  процедурные знания;
  •  технологические знания;
  •  обобщенные знания;
  •  оценочные знания;
  •  вероятностные знания;
  •  абстрактные знания;
  •  структурные знания;
  •  методологические знания.

Для того чтобы тесты могли выявлять достижение (знания) обучающимися одного из уровней усвоения в процессе обучения, сами тесты должны быть разработаны с учетом названных исходных положений и отвечать определенным требованиям:

  • соответствие теста содержанию и объему полученной студентами информации;
  • соответствие теста контролируемому уровню усвоения;
  • определенность теста;
  • простота теста;
  • однозначность теста;
  • надежность теста.

 

                          2.1. Правила составления  тестовых заданий

Тестирование имеет три основных этапа:

1. Проектирование и разработка (выбор) теста;

2. Реализация процедуры тестирования;

3. Анализ, оценка и интерпретация результатов тестирования.

 

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил:

  • неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными;
  • правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке;
  • вопросы не должны повторять формулировки учебника;
  • ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.

При использовании тестирования в учебном процессе необходимо:

  • четко формулировать цель тестирования:
  • определение промежуточного уровня знаний;
  • определение итогового уровня знаний;
  • повторение определенного материала;
  • решение определенной проблемы;
  • помнить, что при увеличении количества содержащихся в тесте заданий повышает его надежность;
  • тест должен включать по возможности заданий различных типов и видов, так как это повышает его достоверность;
  • помнить, что дихототомическое построение ответов (по принципу: "да"-"нет") снижает надежность тестов;
  • формулировать каждое тестовое задание максимально просто;
  • не включать в текст теста прямые цитаты из книг;
  • не использовать в тесте задания-ловушки, провокационные вопросы;
  • не должно быть в тесте задач, дающих ответы на другие вопросы;
  • избегать вопросов, ответить на которые можно на основе общей эрудиции без специальных знаний, полученных при изучении данной дисциплины;
  • не вводить в тест задания или вопросы, касающихся мелких деталей и частностей;
  • использовать оригинальный подход в постановке вопросов, так как это повышает привлекательность теста;
  • использовать (целесообразно) диаграммы, таблицы, рисунки, схемы, блок-схемы и др., поясняющие задания;
  • помнить, что каждое задание не должно иметь многоцелевую направленность и призвана выявлять лишь один, определенный аспект;
  • формулировать каждое задание или вопрос на обычном и ясном (однозначность терминов) языке, понятном испытуемым.

                                 3. Формы тестовых заданий

 Любой тест представляет собой совокупность нескольких тестовых заданий, каждое из которых является минимальной составляющей единицей теста, состоящей из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания может содержать или не содержать набор ответов для выбора.
       Существует распространенная классификация форм и видов тестовых заданий. Выделяют четыре основные формы тестовых заданий:

3.1.Закрытые тестовые задания (тестируемые выбирают правильные ответы из нескольких предложенных):

альтернативы

Наука, изучающая старение живых организмов и человека, называется

1.Гериатрия

2.Геронтология

3.Валеология

4.Демография

5.Биология

Правильный ответ -2

двойной альтернативы

Как изменяется соотношение гормонов щитовидной железы в крови при гипотиреозе

1.ТТГ снижен, свободный Т3, Т4 повышены

2.ТТГ, свободный Т3, Т4 повышены

3.ТТГ повышен, свободный Т3, Т4 снижены

4.ТТГ снижен, свободный Т3,Т4 не изменены

Правильный ответ -3, ТТГ – это тиреотропный гормон

                                                                

градуации

Если температура тела повысится на один градус по Цельсию, то частота сердечных сокращений (ЧСС)

1.Увеличится на 10 ударов в минуту

2.Уменьшится на 10 ударов в минуту

3.Не изменится

Правильный ответ- 1

сочетаемости или цепочки

Спирография – это метод, который позволяет

1.оценить состояние легких путем измерения объема и скорости выдыхаемого воздуха.

2.измерить объемные потоки в легких и скорость дыхания.

3.посчитать  объем остаточного воздуха в легких и скорость воздушного потока.

Правильный ответ -1.

кумуляции (накопляемости)

Гематурия наблюдается при

1.Гломерулонефрите

2.Гломерулонефрите и мочекаменной болезни

3.Гломерулонефрите, мочекаменной болезни и инфаркте почки

4.Гломерулонефрите, мочекаменной болезни, инфаркте почки и пиелонефрите.

Правильный ответ – 3.

3.2. Открытые тестовые задания (ответы дают сами испытуемые)

    В открытых тестовых заданиях нет готовых ответов. В этом главное их преимущество по сравнению с заданиями закрытой формы. Отвечая на задание, обучающийся дописывает ответ. Открытые тестовые задания могут применяться на разных этапах обучения: и для закрепления знаний, и для повторения пройденного материала, и для итогового контроля знаний, и для самоконтроля и самообучения.

3.2.1. Методика разработки тестовых заданий открытой формы

     Сначала формулируется вопрос, на который студент должен знать ответ, исключается ключевое слово (формула, знак, символ, буква и т.п.), а вместо него ставится прочерк. Необходимо так сформулировать задание, чтобы ключевое слово (выражение, формула, схема, знак и т.п.) было в конце предложения. В противном случае трудно будет понять смысл задания. Перед открытыми тестовыми заданиями должна быть инструкция для обучающегося: «ДОПОЛНИТЬ». Никакие другие пояснения не требуются; что дополнить, к чему дополнить, как дополнить, должно быть понятно из текста самого задания. Ответ должен подразумеваться точным, кратким, однозначным.

Дополнить

Если при фибрилляции предсердий ЧСС составляет 110 ударов в минуту, а пульс   92 удара в минуту, то дефицит пульса составит________ударов в минуту.

Правильный ответ-18, дефицит пульса (ДП) равен разнице между ЧСС и пульсом на периферии.

 

   3.3. Задания на соответствие (при ответе на которые элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества).

 Тестовые задания на соответствие - это задания первого, иногда второго уровня усвоения. Суть этих заданий заключается в следующем: надо установить соответствие между одним элементом из множества свойств, явлений, предметов, определений и т.д. и одним элементом другого множества. Эти задания должны сопровождаться инструкцией для обуча­ющегося «УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ. Здесь учитывается ассоциативная природа мышления человека. Такими заданиями лучше всего проводить текущий контроль знаний учащихся, а также занятия по самообучению.

               3.3.1.Методика составления тестовых заданий на соответствие

    Основываясь на учебном материале, создается два столбца некоторых данных по однородным признакам. В правом столбце должно быть хотя бы на несколько позиций больше, чем в левом. В идеальном случае позиций справа должно быть в два раза больше, чем слева. Если бы число позиций было одинаковым, то не исключена такая ситуация: студент точно знает соответствие по всем позициям, кроме одной, где ответ получается сам собой. Для удобства обработки результатов рекомендуется позиции левого столбца обозначать цифра­ми, а правого - заглавными буквами. Для комфортного психологического восприятия задания, обдумывания ответа имеет значение и шрифт, которым набрано задание. Подзаголовки над столбцами набираются заглавными буквами.

Слова в столбцах - маленькими буквами. Необходимо также учитывать, что число строк в левом столбце не должно быть больше, чем 4-5. В идеальном составленном тестовом задании каждой строке левого столбца должна со­ответствовать лишь одна строка.

1. Железодефицитная анемия

А. Снижение эритроцитов, снижение гемоглобина, ЦП снижен.

2. В12-дефицитная анемия

Б. Нормохромия эритроцитов, ретикулоцитоз, повышение сывороточного железа

3. Гемолитическая анемия

В. ЦП повышен, анизоцитоз эритроцитов, ретикулопения, лейкоцитопения, тромбоцитопения.

 

Г. Тромбоцитопения, нормохромная анемия, лейкемический провал.

 

Д. Лейкоцитоз, ускорение СОЭ, тромбоцитопения, снижение гемоглобина.

Правильные ответы: 1-А, 2-В, 3-Б.

 

3.4. Задания на установление правильной последовательности

   Эти задания созданы для проверки знаний последовательности действий в различных ситуациях, порядка выполнения какой-либо работы и т.д. Они являются заданиями вто­рого и третьего уровня.

3.4.1. Методика разработки тестовых заданий на установление правильной последовательности.

Студенту дается инструкция «УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ» в соответствии с которой, слева ставятся цифры, указывающие на порядок действий. При необходимости можно сделать подзаголовок (заглавными буквами), который поможет студенту сориентироваться, о чем идет речь.

При подготовке таких заданий необходимо давать четкие и точные названия, точно соблюдать алгоритм контролируемой деятельности. Строки задания (кроме подзаголовка) набираются маленькими буквами.

Минимальное число элементов, включенных в задание, должно быть не менее 5, а максимальное - не более 12.

Задание считается выполненным правильно, если студент установил совершенно правильный порядок в данной последовательности. Снисходительное отношение к оценке знаний здесь неуместно.

Установить правильную последовательность отделов толстого кишечника по движению пищевого комка:

  1. Прямая кишка
  2. Слепая кишка
  3. Восходящий отдел ободочной кишки
  4. Поперечно- ободочная кишка
  5. Сигмовидная кишка
  6. Нисходящий отдел ободочной кишки

Правильный ответ: 2-3-4-6-5-1

 

4. Классификация тестов

      Классификация тестов проводится по различным признакам:

1.По процедуре создания – стандартизованные,
нестандартизованные.

2. По средствам предъявления – бланковые, натурные, компьютерные.

3. По генерированию – детерминированные, стохастические, динамические.

4. По направленности – интеллектуальные, личностные, достижения.

5. По однородности – гомогенные, гетерогенные.

6.По целям – информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные.

7.По форме – закрытого типа, открытого типа, на установление соответствия, на установление правильной последовательности действий.

8.По методологии интерпретации результатов – нормативно-ориентированные (по отношению к некоторому нормативному образцу) и критериально-ориентированные (для оценки степени овладения знаниями и умениями).

 

5. Уровни усвоения учебного материала

              Прежде чем формулировать цели, следует определиться, на каком уровне должен быть усвоен материал. Уровни усвоения отличаются глубиной проработки материала курса, и характеризуют глубину проникновения и качества владения учащимися учебным материалом.

      В теории обучения считается, что есть 5 уровней усвоения (в ряде работ четыре уровня) учебного материала:

I уровень.  Репродуктивный или ознакомительный (основные индикаторы: способность студента повторить материал, узнать объект, назвать без объяснений какие-то признаки, имена и т.д.).

II уровень.  Понимание (основные индикаторы -  способность объяснить, преобразовать информацию, описать причинно-следственные связи и т.д.).

III уровень. Применение  (индикаторы - использование знаний в новых ситуациях, способность действовать по алгоритму и адаптировать ситуации).

IV уровень. Аналитический (индикаторы - способность анализировать новые ситуации, классифицировать объекты, определять функциональные зависимости и т.д.).

V уровень. Творческий и оценочный (индикаторы - способность к обобщению, выработка критериев и оценка фактов и явлений, формулирование выводов и т.д.).

  Для социально-гуманитарного цикла и естественнонаучного, как правило, требуются I или II уровни усвоения (кроме иностранного языка и информатики).

Для общепрофессионального цикла - III или IV.

Для профессиональных модулейIV или V.

        Кроме того, в каждых УД и МДК есть темы и разделы, требующие разного уровня освоения. Так, материал справочного, фактологического, иллюстративного характера нет необходимости изучать на высших уровнях - достаточно репродуктивного ознакомления (1-ый уровень).

Разбитваем (достаточно условно) на 3 блока:

представления (отражает I и частично II уровни);

понимание (II уровень);

умения, с творческим подблоком

(III - V уровни).

 

 

 

 

 

Уровни

Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

1

Уровень знания

 

обучающийся

 

Эта категория означает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах со­держания — от конкретных фактов до це­лостных теорий. Общая черта этой кате­гории — припоминание соответствующих сведений.

·    знает употребляемые термины

·    конкретные факты

·    методы и процедуры

·    основные понятия

·    правила и принципы и др.

2

Уровень понимания

обучающийся

 

Показателями способности понимать зна­чение изучаемого материала могут служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, пе­ревод его с одного «языка» на другой (на­пример, из словесной формы в матема­тическую). В качестве показателя понима­ния может также выступать интерпретация учеником (объяснение, краткое изложе­ние) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание по­следствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запомина­ние материала.

·   понимает факты, правила и при­емы

·   интерпретирует словесный ма­териал

·   интерпретирует схемы, графи­ки, диаграммы

·   преобразует словесный матери­ал в математическое выраже­ние

·   предположительно   описывает будущие последствия, вытекаю­щие из имеющихся данных, и др.

3

Уровень анализа

обучающийся

 

Эта категория обозначает умение разбирать ма­териал на составляющие так, чтобы ясно высту­пала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации цело­го. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требу­ют осознания как содержания учебного материа­ла, так и его внутреннего строения.

·    выделяет скрытые (неяв­ные) предположения

·    видит ошибки и упущения в логике рассуждений

·    проводит различия меж­ду фактами и следствия­ми

·    оценивает значимость данных и др.

4

Уровень применения

обучающийся

 

Эта категория обозначает умение  ис­пользовать изученный материал в конк­ретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, по­нятий, законов, принципов, теорий. Соот­ветствующие результаты обучения требу­ют более высокого уровня владения ма­териалом, чем понимание.

·    использует понятия и принципы в новых ситуациях

·    применяет   законы,   теории   в конкретных практических ситуа­циях

·    демонстрирует правильное при­менение метода или процедуры и др.

5

Уровень синтеза

обучающийся

 

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочивания имеющихся сведений). Соответ­ствующие учебные результаты предполагают де­ятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

·    пишет небольшие твор­ческие сочинения

·    предлагает план проведе­ния эксперимента

·    использует знания из раз­ных областей, чтобы со­ставить план решения той или иной проблемы, и др.

6

Уровень оценки

обучающийся

 

Эта категория обозначает умение оценивать зна­чение того или иного материала (утверждений, художественных произведений, исследователь­ских данных). Суждения ученика должны основы­ваться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так   и   внешними   (соответствие   намеченной цели). Критерии могут определяться самим уча­щимся или же задаваться ему извне (например учителем). Данная категория предполагает дос­тижение учебных результатов по всем предше­ствующим категориям плюс оценочные сужде­ния на ясно очерченных категориях.

·    оценивает логику постро­ения материала в виде письменного текста

·    оценивает соответствие вы­водов имеющимся данным

·    оценивает     значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев,

·    оценивает     значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев, и др.

         

                    

Список литературы

  1. Аванесов В.С. Теория и методика педагогических измерений: лекции. М.: Педагогика высшей школы. 2011.-60с.
  2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучающихся. 5-ое изд. М.: Академия ИЦ. 2012.-176с.
  3.  
  4. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы [Электронный ресурс]: 2011.-Режим доступа: RavenlQ.ru