Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Вход

Забыли пароль?

Регистрация

Если у вас есть аккаунт — авторизуйтесь

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владивостокский базовый медицинский колледж»

Положение о текущем контроле

Утверждено приказом

                                                                                                 КГБПОУ «ВБМК»

                                                                                               от 24 августа 2015 года № 178-О

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ УСПЕВАЕМОСТИ И  ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ   КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖЕДНИЯ «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток 2015

 

 

  1. Общие положения

  1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании», приказом  Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования",  приказом Министерства образования и науки РФ от 15.12.2014 № 1580  «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 464», приказом Министерства образования и науки РФ от 15.12.2014 № 1580  «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 464»,  Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, Уставом краевого государственного бюджетного профессионального  образовательного учреждения «Владивостокский базовый медицинский колледж» (далее - ВБМК), письмом Департамента профессионального образования Минобрнауки России от 20.10.2010 № 12-696  «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО».

 1.2. Система текущего и  промежуточного контроля успеваемости студентов ВБМК предусматривает решение следующих задач:

 -оценка качества освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ);

- аттестация студентов на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ;

 - широкое использование современных контрольно-оценочных технологий;

 - организация самостоятельной работы студентов с учетом их индивидуальных способностей;

 - поддержание постоянной обратной связи и принятие оптимальных решений в управлении качеством обучения студентов на уровне преподавателя, предметно - цикловой комиссии, отделения и колледжа (филиала).

1.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным механизмом оценки качества подготовки студентов (согласно требованиям ФГОС СПО) и  формой  контроля учебной работы.

1.4. Оценка качества подготовки студентов осуществляется в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций студентов.

Предметом оценивания являются знания, умения, компетенции студентов колледжа.

 

  1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

2.1.Текущий контроль успеваемости студентов – это объективная оценка степени освоения студентами программ учебных дисциплин, курсов, модулей; а также  результатов в приобретении знаний.

Цель текущего контроля успеваемости  - это  обеспечение максимальной эффективности учебного процесса, повышение мотивации студентов к учебе и сознательной учебной дисциплине, предупреждение отчисления из колледжа (филиала).

2.2. Текущий контроль успеваемости студентов проводится по всем дисциплинам, курсам, видам практик, предусмотренными  учебными планами.
2.3. Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателями на любом из видов учебных занятий, в период прохождения учебной и производственной практик, выполнения самостоятельной работы.  Педагогические методы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики учебной дисциплины или профессионального модуля. Выбираемый метод должен обеспечивать наиболее полный и объективный контроль уровня освоения учебного материала.

2.4. Текущий контроль знаний студентов ВБМК может иметь следующие виды:

- устный опрос на лекционных или  практических занятиях;

 - проверка выполнения письменных домашних заданий;

- защита лабораторных работ;

- тестирование;

- контроль самостоятельной работы (в письменной или устной форме).

Возможны и другие виды текущего контроля знаний, которые определяются преподавателями самостоятельно.

Каждый из данных видов контроля выделяется по способу выявления формируемых компетенций:

  • в процессе беседы преподавателя и студента;
  • в процессе создания и проверки письменных материалов;
  • путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т.п.

2.5.Виды проведения текущего контроля успеваемости студентов устанавливаются рабочей учебной программой дисциплины, профессионального модуля.

2.6.Успеваемость при текущем контроле успеваемости оценивается по пятибалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и характеризует объем и качество выполненной студентом работы по учебной дисциплине (модулю).

2.7. Данные текущего контроля должны использоваться учебной частью, предметно – цикловыми комиссиями и преподавателями для обеспечения эффективной учебной работы студентов, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала, совершенствования методики преподавания учебных  дисциплин и профессиональных модулей.

 

  1. Промежуточная аттестация

3.1. Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы студентов.

3.2. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студента, ее корректировку и проводится с целью установления соответствия уровня и качества подготовки студентов Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС СПО) в части требований к уровню подготовки по учебным  дисциплинам, междисциплинарным курсам,  профессиональным модулям  и определяет:

  • полноту и прочность теоретических знаний;
  • сформированность  умений применять теоретические знания при решении практических  задач в условиях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности медицинского работника;
  • соответствие уровня и качества подготовки требованиям к знаниям, умениям, практическому опыту;
  • сформированность  общих и профессиональных компетенций.

3.3. Основными формами промежуточной аттестации являются:

- с учетом времени на промежуточную аттестацию:

  • экзамен (квалификационный) по итогам освоения всех элементов профессионального модуля (МДК и все виды практики);
  • комплексный экзамен по двум или нескольким учебным дисциплинам или междисциплинарным курсам в рамках одного профессионального модуля;
  • экзамен по отдельной учебной дисциплине или междисциплинарному курсу;

- без учета времени на промежуточную аттестацию:

  • дифференцированный зачет, в том числе комплексный,  по дисциплине, междисциплинарному курсу (далее - МДК), учебной практике (далее – УП), производственной практике (далее – ПП),  курсовой работе.
  • зачет по дисциплине.
  • Зачеты в т.ч. дифференцированные по дисциплине  и  МДК проводятся за счет времени, отводимого на изучение дисциплины и МДК. Зачеты по УП и ПП проводятся за счет объема времени, отведенного на УП и ПП.

3.4. Форма  промежуточной   аттестации   доводится до сведения студентов ВБМК в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Периодичность промежуточной аттестации определяется  учебным планам по специальности. 

Дата экзамена доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее, чем за две недели до начала экзаменов.

 

4. Планирование промежуточной аттестации

4.1. В соответствии со структурой ППССЗ  ВБМК  самостоятельно определяет объем времени, отводимый на промежуточную аттестацию  в каждом семестре. Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации не должно превышать 8, а количество зачетов и дифференцированных зачетов – 10. В указанное число не входят зачеты по физической культуре.

4.2. Если учебные дисциплины и/или профессиональные модули  изучаются концентрировано, то  промежуточная аттестация  проводится  в семестре их изучения. В случае рассредоточенного изучения дисциплины/МДК в течение нескольких семестров возможно проведение экзаменов по данной дисциплине/МДК в каждом из семестров. В период экзаменационной сессии между экзаменами предусматривается промежуток не менее 2 дней. Это время отводится для самостоятельной подготовки к экзаменам и на проведение консультаций. При изучении учебной дисциплины или профессионального модуля в течение нескольких семестров также возможно использование текущих форм контроля, результат которых учитывается в промежуточной аттестации по окончании освоения дисциплины или профессионального модуля.

4.3. Учебные  дисциплины и профессиональные модули, в т.ч. введенные за счет вариативной части ППССЗ, являются обязательными для аттестации элементами ППССЗ.

        Их освоение должно завершаться одной из возможных форм промежуточной аттестации:     

-  по общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла, дисциплинам  общего гуманитарного  и социально – экономического цикла, математического и общего естественнонаучного цикла формами  промежуточной аттестации являются:

З (зачет), ДЗ (дифференцированный зачет), Э (экзамен);

- по составным элементам программы профессионального модуля:

 по МДК - дифференцированный зачет или экзамен,

по учебной и производственной практике - дифференцированный зачет при  соблюдении ограничений на количество экзаменов  (п. 2.1.);

- по профессиональным модулям –

Эк (экзамен (квалификационный)), который учитывается при подсчете общего количества экзаменов в учебном году;

- по физической культуре –

зачеты, которые  не учитываются  при подсчете допустимого количества зачетов в учебном году. Завершает  освоение программы по данной дисциплине дифференцированный зачет.

4.4. Возможно сокращение количества зачетов, дифференцированных зачетов, экзаменов в учебном году за счет использования комплексных  (комбинированных) форм контроля.

 

5. Подготовка и проведение промежуточной аттестации.

5.1.  Экзамен (квалификационный).

5.1.1.При освоении  программ профессионального модуля в последнем семестре  его изучения  формой итоговой аттестации по модулю (промежуточной  аттестации  по ППССЗ) является экзамен (квалификационный), который представляет собой форму независимой оценки результатов обучения с участием работодателей.

5.1.2.Экзамен (квалификационный) проверяет готовность студента к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе

« Требования к результатам освоения ППССЗ» ФГОС СПО. 

5.1.3.Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля: теоретической части модуля (МДК) и практик, т.е. после получения студентом зачета по УП и ПП.

5.1.4.К экзамену по ПМ допускаются студенты, успешно прошедшие промежуточную аттестацию по МДК, УП и ПП в рамках данного модуля.

5.1.5.Экзамен (квалификационный) представляет собой ряд заданий, которые обеспечивают проверку подготовленности выпускника к конкретному виду профессиональной деятельности.

 5.1.6.Итогом проверки сформированности компетенций  во время экзамена (квалификационного) является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен». В зачетной книжке запись будет иметь вид: « ВПД освоен».

5.1.7.Если  экзамен (квалификационный) не освоен, студент имеет право на повторную пересдачу (пункт 4).

 

5.2. Комплексный  экзамен по двум или нескольким учебным дисциплинам/МДК;  экзамен  по отдельной  учебной дисциплине/МДК.

5.2.1.Комплексный  экзамен по двум или нескольким учебным дисциплинам/МДК,  экзамен  по отдельным  учебным дисциплинам/МДК  проводятся  в  соответствии с графиком учебного процесса учебного плана.   

5.2.2. При   выборе  учебных дисциплин/МДК  для   экзаменов   колледж  руководствуется следующим:

     - значимостью учебной  дисциплины/МДК  в подготовке специалиста;

     - завершенностью изучения учебной дисциплины/МДК.

5.2.3.К комплексному экзамену по двум или нескольким дисциплинам/МДК,  экзамену  по отдельной учебной  дисциплине/МДК   допускаются студенты, полностью выполнившие все виды учебной работы, предусмотренные программой.        Допуск  к экзаменам должен быть оформлен соответствующей записью в зачетной книжке.

5.2.4.При  составлении  расписания  экзаменов учитывается, что для одной группы в один  день  планируется  только  один  экзамен. Интервал  между экзаменами должен быть не менее двух календарных дней.

 5.2.5.Для проведения промежуточной аттестации в форме комплексного экзамена  по двум или нескольким учебным дисциплинам/МДК,   экзамена по отдельной учебной дисциплине / МДК  формируется фонд оценочных средств, позволяющих оценить знания, умения, приобретенный учебный и практический опыт.

      Оценочные средства составляются на  основе  рабочей программы учебной дисциплины (дисциплин), МДК и охватывают ее (их) наиболее актуальные разделы и темы.  Экзаменационные вопросы и практические задания должны быть  максимально приближены к условиям будущей профессиональной деятельности студентов.

     Перечень вопросов  и  практических  заданий,  выносимых   на  экзамены,  разрабатывается  преподавателями  дисциплин/МДК с привлечением работодателей и преподавателей, преподающих смежные дисциплины, обсуждается  на заседании  предметно - цикловых методических комиссий   и утверждается  заместителем  директора по учебно-воспитательной  работе, не позднее, чем за месяц до начала экзаменов.  Количество вопросов и практических заданий в перечне  должно  превышать  количество  вопросов и практических заданий, необходимых для составления экзаменационных билетов.

     На основе   разработанного   и   объявленного  студентам  перечня вопросов  и  практических  заданий,  рекомендуемых  для   подготовки   к экзаменам,  составляются экзаменационные билеты.  Вопросы   и   практические   задания    носят равноценный  характер, формулировки  должны  быть  четкими, краткими,  понятными,  исключающими  двойное  толкование. 

Основные условия подготовки к экзаменам:

- определяется   перечень   наглядных   пособий,   материалов справочного  характера,  нормативных  документов, которые разрешены к использованию на экзамене;

- в   период   подготовки  к  экзаменам    проводятся консультации по экзаменационным  материалам  за  счет  общего  бюджета времени, отведенного на консультации.

К началу экзаменов   должны  быть  подготовлены  следующие документы:

  • экзаменационные билеты и  экзаменационная ведомость;
  • эталоны ответов и критерии оценок;
  • наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы, разрешенные к использованию на экзамене.     

Экзамен по отдельным учебным дисциплинам/МДК; комплексный экзамен по двум или нескольким учебным дисциплинам/МДК   принимаются,  как правило, преподавателем, который вел учебные занятия по данной дисциплине/МДК  в  экзаменуемой  группе или соответствующим специалистом из практического здравоохранения, в присутствии преподавателя, который вел учебные занятия по данной дисциплине/МДК в экзаменуемой группе.

5.2.6.На сдачу   устного   экзамена по отдельной учебной дисциплине /МДК   предусматривается  не  более  одной  трети академического часа на каждого студента.

     На сдачу устного комплексного  экзамена по двум или нескольким учебным дисциплинам / МДК предусматривается  не  более  одной  трети академического часа на каждого студента.

       На выполнение заданий в тестовой  форме, в том числе компьютерных, студенту отводится не более 1 минуты на одно задание.

      Экзамены  проводится в специально подготовленных помещениях. Во время сдачи устных экзаменов в аудитории может находиться одновременно не более 5 студентов.

5.2.7. Наименование дисциплин/МДК, входящих в состав комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам/МДК, указываются в скобках после слов «Комплексный экзамен» при составлении экзаменационных материалов, записи в экзаменационной ведомости, зачетной книжке.

5.2.8. Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную    книжку    студента    (кроме    «неудовлетворительно»)    и экзаменационную  ведомость  (в  том  числе  и   «неудовлетворительно»).

 Экзаменационная  оценка  за  данный  семестр  является определяющей независимо  от  полученных  в  семестре  оценок  текущего контроля по дисциплине(ам) /МДК.

5.2.9. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому студент получил неудовлетворительную оценку, а также повторная сдача одного экзамена с целью повышения оценки (пункт 4

 

5.3. Дифференцированный зачет, зачет.

5.3.1.Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета, в том числе комплексного,  или зачета  проводится за счет времени, отводимого на освоение соответствующего модуля или дисциплины.  

5.3.2.Дифференцированный зачет, зачет может проводиться в  следующих формах: 

- тестирование;

- письменный опрос;

- устный опрос;

- защита реферата;

- выполнение практических заданий;

- комбинированная и др.

 5.3.3.Фонд оценочных средств,  для проведения дифференцированного  зачета/зачета, включающий перечень вопросов и практических заданий,  выносимых на дифференцированный зачет/зачет, разрабатывается преподавателями учебных дисциплин / МДК, обсуждается на заседании предметно - цикловых комиссий и утверждается заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Перечень вопросов и  практических заданий доводится до сведения студентов не позднее, чем за месяц до проведения дифференцированного  зачета/зачета. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование.

5.3.4.Если по   дифференцированному зачету  или зачету  студент получил неудовлетворительную оценку, он имеет право на повторную пересдачу (пункт 4).

6.  Академическая задолженность

6.1.Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным дисциплинам, курсам, модулям образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

5.2.Студенты ВБМК, имеющие академическую задолженность, могут пройти промежуточную аттестацию по соответствующим курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни студента, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в ВБМК создается комиссия. День пересдачи и состав комиссии утверждается директором ВБМК или заведующим филиалом по представлению заместителя директора (заведующего учебной частью). Председателем комиссии по пересдаче является председатель соответствующей предметно - цикловой комиссии. Члены комиссии назначаются из состава преподавателей колледжа (филиала) по соответствующим дисциплинам или модулям.

Пересдача экзамена в присутствии комиссии так же может быть назначена при наличии конфликтной ситуации между студентом и преподавателем. В данном случае студент пишет заявление на имя директора колледжа (заведующего филиалом)  о назначении комиссии по пересдаче экзамена с мотивированным указанием причины. На основании заявления студента директор (заведующий филиалом)  дает распоряжение о создании комиссии и утверждает ее состав и день проведения сдачи экзамена.

6.2.Не допускается взимание платы со  студентов за прохождение промежуточной аттестации.

8. Студенты, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся на следующий курс условно.

6.3.Студенты,  не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, отчисляются из ВБМК как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

 

7. Критерии оценивания качества подготовки студентов

5.1.  Оценка качества подготовки студентов ВБМК осуществляется в двух направлениях:

- оценка уровня  освоения дисциплин:   уровень освоения студентом материала,  предусмотренного учебной программой дисциплины /МДК;  обоснованность, четкость, краткость изложения ответа;

- оценка компетенций студентов: умение студента  использовать   свои   знания   при выполнении практических заданий, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности медицинского работника.

Оценка профессиональных компетенций осуществляется в соответствии с основными показателями оценки результатов освоения профессиональных компетенций на основе рабочей программы профессионального модуля.

5.2. Уровень подготовки студентов на экзаменах, дифференцированных зачетах  по учебным дисциплинам/МДК определяется оценками: 5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно»,  «зачтено» («зачет»).

- оценка 5 «отлично» выставляется студенту, показавшему всестороннее систематическое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять практические задания, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой учебной дисциплины или профессионального модуля. Оценка 5 «отлично» ставится студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины/МДК в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

         При проведении контроля в тестовой форме оценка 5 «отлично» выставляется за правильные ответы более чем на 90 процентов заданий.

-оценка 4 «хорошо» выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполнившему практические задания, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности в стандартных ситуациях, усвоившему основную рекомендованную литературу. Оценка 4 «хорошо» выставляется студенту, показавшему систематический характер знаний по дисциплине/МДК,  способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности. Содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

        При проведении контроля в тестовой форме, оценка 4 «хорошо» выставляется за правильные ответы более чем на 80 процентов заданий.

- оценка 3 «удовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой.

       Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется студентам, обладающим необходимыми знаниями, но допустившим неточности в определении понятий, в применении знаний для решения профессиональных  задач, не умении обосновывать свои рассуждения.

       При проведении контроля в тестовой форме оценка 3 «удовлетворительно» выставляется за правильные ответы более чем на 70 процентов заданий.

5.3. При    проведении   зачетов   уровень   подготовки   студента фиксируется   словом   «зачтено» ("зачет").  

5.4. Если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает неточности в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения профессиональных задач  выставляются оценки: «не зачтено» («незачет»), 2 «неудовлетворительно» или  «вид профессиональной деятельности не освоен». Данные выставляется только в экзаменационную ведомость, и не вносятся в зачетную книжку студента.            

         При проведении  контроля  в тестовой форме оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется за правильные ответы менее чем на 70 процентов заданий.