Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Вход

Забыли пароль?

Регистрация

Если у вас есть аккаунт — авторизуйтесь

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владивостокский базовый медицинский колледж»

История фармацевтического образования в Приморском крае

История фармацевтического образования

 

 в Приморском крае

         Новая государственная система здравоохранения в Приморском крае складывалась с 1922 года. Санитарно- эпидемиологическая  обстановка, острый дефицит медицинских кадров требовали от местных органов здравоохранения решительных мер. 1 ноября 1923 года по инициативе союза МСТ и Губздрава открылись ускоренные курсы подготовки аптечных работников на принципах самоокупаемости. Первыми слушателями курсов явились 23 аптечных работника,  имеющие трёхлетний стаж ответственной аптечной работы. Обучение продолжалось в течение полутора лет. Выпуск первых провизоров состоялся 29 апреля 1925 г. в количестве 18 человек.

         В 1924 году началось формирование учебных заведений медицинского образования:1 апреля 1924г. открыт  акушерский техникум, а 12 ноября 1924г. по инициативе Губздрава состоялось совещание с участием представителей от союза МСТ, Дальмедторга, Губпрофобра, на котором было решено аптечные курсы переорганизовать в  двухгодичную  фармацевтическую школу. Она была торжественно открыта 22 января 1925 года. В краевой газете «Красное знамя» за 24 января 1925 года была опубликована статья  «Новая трудовая кузница - фармшкола». Ещё через неделю, 8 февраля 1925 года, - более подробная информация: «В фармацевтической школе начались регулярные занятия. Слушатели - большинство члены профсоюза и комсомольцы, аккуратно посещают лекции ... С нетерпением ожидается начало практических занятий по всем предметам. При школе организуется хоровой кружок, куда записалось уже около 20 человек».Школа имела 15 преподавателей и 57 учащихся.

         В СССР в то время насчитывалось всего 9 фармацевтических  школ,  ближайшая в г. Томске.

         11 июня 1925 года на заседании Совета Владивостокской фармацевтической школы обсуждался вопрос о реорганизации фармацевтической школы в фармацевтический  техникум, с 3-х годичным обучением, согласно предложению Дальпрофобра.    

         В задачи фармацевтического техникума входило: изучение лекарственной флоры края, ознакомление населения со сбором и обработкой лекарственных растений и др.

         Важным в его истории был 1926-27 учебный год: техникум был включён в состав ССУЗ  РСФСР и переведён на государственный бюджет; получил своё помещение по ул. Ленинской, 109 (городское коммунальноехозяйство сдало его в аренду сроком до 15 сентября 1931 года). Фармтехникум размещался на 3-х этажах  здания, а рядом, во дворе, в двухэтажном флигеле находилось общежитие.

         По воспоминаниям выпускника фармтехникума 1929 г., а в последующем преподавателя Миронюка В.Ф., « материальная база техникума была превосходна: 12 новых микроскопов Цейса из Германии, несколько аналитических весов, поляриметр, спектроскоп. «Аптечная мастерская» имела в изобилии всевозможные приборы, аптечную посуду, препараты, новую из твёрдого дерева мебель - столы, шкафы, круглые табуретки разной высоты и др. Здесь была также  превосходная, богатая коллекция фармакогностических, в том числе и редких, препаратов, доступная для обозрения и органолептического ознакомления. Студенческие гербарии представляли разнообразный материал для практических занятий по морфологии и систематике растений, идентификации лекарственных растений, определению их качества и недопустимых примесей.  На оснащение «Аптечной мастерской» было использовано оборудование из нескольких национализированных аптек и одной лаборатории.

         Библиотека была укомплектована фундаментальными трудами по технологии, фармакогнозии, общей и аналитической химии, фармацевтической химии, энциклопедическим руководством Hagera на русском и немецком языках. В техникуме изучался немецкий язык ».

         1926/27 учебный год явился и началом организации своих лабораторий, аптечной мастерской, огорода лекарственных растений.

         Первый директор Фортунатов Сергей Петрович подобрал высококвалифицированный преподавательский состав, учитывались специальность, опыт и стаж работы, личные способности и инициативы:

     1) по математике - инженер-строитель Пантелеев И.К.;

     2) по физике - Арцыбашев Н.А.(преподаватель ДВ политехнического института);

     3) по неорганической и аналитической химии- Старов Е.А.(преподаватель ДВ политехнического института);

     4) по немецкому языку - Вегнер Э.Р.

     5) по фармхимии - инженер-химик Лясота Л.И., первый начальник йодного завода в бухте Владимир, один из первых исследователей тихоокеанской морской капусты (скоропостижно скончался в июне 1929г.)

     6) по фармакогнозии и аптечной технологии - Ольшевский В.Л., провизор

                                                                                     Овсеенко Н.В., провизор,               

                                                                                     заведующий аптечной мастерской; Брудерс;                                                                       

     7) по анатомии, фармакологии - врач Левков Н.А.;

     8) по ботанике - Крылов;

     9) общественные дисциплины - Колбин А.Д.;

     10) по латинскому языку - Круглый.

         В 1927 году был сделан первый выпуск - 48 фармацевтов.

         Сам Фортунатов С.П. с 1929 года читал фармацевтическую и органическую химию.

         Фармтехникум жил полнокровной деловой жизнью, успешно развивался, учебная работа совершенствовалась. Представляет интерес организация внеучебной студенческой жизни. Так, при техникуме имелась ученическая профсекция Союза МСТ и ячейка ВЛКСМ.

         Из ученических кружков наиболее жизнедеятельными проявили себя кружки: текущей политики и химико - фармацевтический. Последний влился в союзный кружок при аптечной секции.

         Учащимися издаётся газета. Большой процент учащихся принимает активное участие в работе союзного клуба МСТ: все компании и вечера которого на 35- 45% проводятся силами учащихся Фарта.

         Представители учащихся принимают активное участие в работе Президиума и Совета техникума.

         Часть учащихся учение совмещает со службой. На 1928 год из 111 учеников было 24 служащих, из которых 15 работало в аптеках. 

         Фармацевтические  кадры из фармтехникума (а в них был недостаток на всём пространстве до г. Читы)  пополняли лаборатории и химические производства, достигая успешных результатов. Велась большая научная работа. Из выпускников фармтехникума  особо следует отметить засл. деятеля науки РСФСР, профессора Сенова Петра Леонидовича (1902-1984 г.г.). В 1928 году он окончил Владивостокский фармацевтический техникум и с тех пор всю жизнь посвятил фармации. До поступления в медицинский институт в г. Ленинграде работал два года преподавателем в фармтехникуме. Вместе с ним трудились и другие выпускники первых лет: Н.А. Мельникова, К.Г. Малишевская- Фортунатова, В.Ф. Миронюк; в это же время учились  Ю.А. Благовидова (Кашина), Янов Н.А., Курочкина В.А., Урлик В.Л., Бакало Н.В., Шевцова- Григорьева А.И.; впоследствии ставшие видными учёными, изобретателями России или ответственными работниками здравоохранения в г. Владивостоке и крае. Выпускники первого выпуска - 1927 года - несли свои знания в различных городах страны: СеменюкС.А. - директор фармацевтического завода в г. Рига; Григорьев Д. работал в аппарате аптекоуправления г. Хабаровска.

         В справочнике «Весь Владивосток» за 1935-1936 г.г. №22259 отмечается: «За время существования фармкурсов и фармтехникума с 1923 по 1933 годы было 9 наборов и выпущено 250 фармацевтов».

         Неожиданно в 1933 году техникум закрывают и переводят в г.Хабаровск. Был сделан ускоренный выпуск. Мебель перевезли на склад Дальневосточного аптекоуправления, небольшая её часть была освоена ДАУ, большая оказалась ненужной. Учебные пособия также  отправили в Хабаровск, при этом часть из-за спешки пришла в негодность. Здание фармацевтичекого техникума было передано военной организации под интернат для детей.

         Очень скоро жизнь показала, что фармтехникум был необходим

г. Владивостоку. Острая необходимость в фармацевтических кадрах заставила поставить вопрос об организации нового учебного заведения.

         Постановлением бюро Далькрайкома от 1 сентября 1934 года предусматривалось строительство фармацевтического техникума во Владивостоке, которое было начато уже в 1935 году, в перспективе с реорганизацией  в фарминститут.Проект здания  был разработан архитектором Рябовым, на строительство отпущено 800 тыс. рублей (газета «Красное знамя» за 1936 год, №18 и №87). Были  выработаны и утверждены проекты двух корпусов: 1-я очередь - 5-этажное здание (ныне ВБМК) предназначалось для общежития фарминститута, но временно в нём, до постройки второй очереди учебного корпуса фарминститута, будет размещаться фармшкола и её общежитие; 2-я очередь - учебный корпус фарминститута -  была запроектирована на месте существующего сегодня здания женской консультации (возле ВБМК).

         Но строительство велось очень медленно. В газете «Красное знамя» за 21 июля 1935 года в статье С.П.Фортунатова «И стенки котлована обвалились...» представлена реальная картина бедственного положения с кадрами: «Об острой нужде в фармацевтах, являющихся ближайшими помощниками врача, говорит тот факт, что на 6 районов Приморской области аптеки имеются только в двух и почти совершенно отсутствуют на рыбных промыслах и в колхозах края. Из каждых 10 ассистентов и контролёров, работающих в приморских аптеках, диплом фармацевта имеют только два-три человека».

         В 1936 году фармтехникум из г. Хабаровска перевели во Владивосток с незначительным оборудованием и без архива, а Крайздрав строительство законсервировал. Несмотря на ряд постановлений, вынесенных президиумом Владивостокского облисполкома, обращений об оказании мер и помощи в форсировании строительства фармтехникума в г. Владивостоке, строительство фармацевтической школы 4 года систематически срывалось. Угрожающее положение заставило фармацевтическую общественность во главе с Фортунатовым С.П. неоднократно обращаться за помощью (письма председателю Совнаркома СССР тов. Молотову В.М.) для окончания строительства школы, для разрешения серьезнейшего вопроса с фармацевтическими кадрами не только для города Владивостока, но и для всего Дальневосточного края, который в 1937 году был обеспечен фармацевтами лишь на 30 %.

         В результате, благодаря инициативе первого директора фармацевтического техникума Фортунатова Сергея Петровича, в 1939 году было закончено строительство здания первой очереди. Два этажа  заняли под общежитие, а остальные были приспособлены под учебные комнаты и лаборатории, зал и хозяйственные службы. До сих пор занятия велись в основном на базе аптеки №2 и в помещении медшкол. Рядом с Фортунатовым С.П. были его сподвижники - преподаватели Ольшевский В.Л., Фортунатова К.Г., Зилдер Ф.А.и др., выпустившие в 1938 году 31 человека. Со званием «аптекарский помощник» 19 июня 1939 года закончили фармшколу 24 человека, из них двое отличников учёбы: Пономаренко и Попова.

         Начинать всё надо было практически сначала, но Сергей Петрович возродил фармацевтическое образование на Дальнем Востоке буквально из ничего, поставил организованный фармацевтический техникум в превосходную форму.

         В 1939 - 1940 учебном году состоялся уже в новом здании первый выпуск фармацевтов. Но всего только один год и был нормальным для фармшколы. Тревожная обстановка в мире вносит коррективы в организацию учебного процесса. В архивных документах находим запись: «На основании приказа начальника II участка ПВО и распоряжения исполнительного комитета Владивостокского городского совета депутатов трудящихся от 29 - II - 40г. за №6 при фармшколе организуется группа самозащиты в количестве 87 человек. Состав: отделение связи наблюдения, отделение охраны революционного порядка и светомаскировки, химическое отделение, медико - санитарное отделение, пожарное отделение. Тов. Заграйской проводить занятие с группой самозащиты - еженедельно в четверг с 19 до 21 часа».

         Великая Отечественная война приостановила всё гражданское строительство, и начать строительство нового учебного  корпуса не удалось.

         В городе объявляется угрожающее положение, меры по безопасности прописываются в приказах директора фармшколы. Регулярно отправляются на военную переподготовку преподаватели. Требования к дисциплине студентов ужесточаются: воспрещается возвращение в общежитие после 23 часов 30 минут; преподаватели физкультуры регулярно проводят утреннюю зарядку, обязательную для всех студентов.

         В здании фельдшерско-акушерской школы по ул. Ленинской, 119 Крайздрав сделал детскую больницу и общежитие для врачей и осуществил слияние трёх школ. В 1941- 42  году корпус общежития фармшколы был приспособлен под учебно-медицинский комбинат. В нем разместились фельдшерско-акушерская, зубоврачебная, фармацевтическая школы. Директором комбината был С. Н. Митюков, завучем - С. П. Фортунатов (год он также был директором, вновь завучем) - до окончания войны. С 1943г. директор - Варламов В.А.

     Реорганизация фармшколы в фарминститут, как было в первоначальном  проекте, не состоялась и после окончания войны. С 1945 годаСергей Петрович Фортунатов оставил работу в комбинате. Рухнула его мечта о  фармацевтическом институте во Владивостоке, и в 1949 году он выехал в

 г. Пятигорск на научно-педагогическую работу.

            Директором фармучилища с 1947 года была Митрохина А.Ф., и с этого времени на фотографиях видим Герасимовскую Марию Сергеевну, которая преподавала аналитическую химию двадцать лет; Встовскую В.Д., завуча с 1954 года; Киянову Л.Ф., преподавателя фармакогнозии, о ней Т.Н.Писарева, выпускница 1955 года фельдшерско-акушерской школы, вспоминает: «Держала нас в ежовых рукавицах заведующая отделением Лидия Фёдоровна Киянова, мы её любили за строгость, женственность и подражали ей.» (Материалы научно-практической конференции, посвящённой 75- летию Владивостокского базового медицинского колледжа. - Дальнаука.1999, с.160.)

            В 1949 году учебно-медицинский комбинат вновь был разделен на 3 школы - в том же здании - ул. Ленинская, 105 - А. Фармацевтическая школа приобретает статус фармацевтического техникума республиканского значения. С 1954 года подготовкафармацевтов в течение 20 лет связана с именем Эйдус Нинель Михайловны, причём, 16 лет из них она была: директором фармтехникума с 1955 года, завучем фармотделения в Едином многопрофильноммедицинском училище №1 с 1959 года, директором Краевого медучилища с 1960 года по 1971 год. Потребность в фармацевтах была огромная, вплоть до 60-х годов выпускали по 90- 45 человек.

         Цикловая комиссия по фармдисциплинам состояла из 6 человек. Это был сильный, стабильный коллектив преподавателей. Выпускница 1976 года Р.А.Белкина вспоминает о них так: «А какие у нас были преподаватели, их не забудешь никогда. Они очень любили свою работу, были грамотными и требовали с нас сполна ... Нас иногда преподаватель по технологии лекарственных форм, Нина Максимовна (Губенко), держала в училище до 24 часов ночи и заставляла учить. Хочется вспомнить преподавателей по фармакогнозии - Неллю Михайловну Эйдус, по аналитической химии - Анну Ивановну Ихонкину, преподавателя по физкультуре Павла Гурьяновича. Это были Ветераны училища с большой буквы, которых помнит до сих пор не одно поколение выпускников». (Материалы ... - Дальнаука.1999, с.165-166.)

         Другая выпускница середины 70-х годов О.В.Стукова дополняет портрет Губенко Н.М.: « Преподаватель технологии Нина Максимовна была строгой и требовательной. Очень тщательно проверяла дневники, чтобы все этикетки были написаны, свойства ингредиентов лекарственного средства перечислены, технология изготовления описана до мельчайших подробностей... Только потом, через несколько лет практической работы, пришло понимание авторитета факультета и учебного заведения, на котором готовились фармацевты». ( Там же, с. 157.) Вспоминают выпускники и об участии в заготовке лекарственного сырья для галеново-фармацевтической фабрики - сборе валерианы, плодов шиповника, семян лимонника, цветов липы, ромашки, череды и др. Работа эта была нужной для страны, о чём говорит Приветственный адрес от коллектива совхоза «Жень-шень» к 50-летию медицинского училища.

         Студенты учились, занимались в кружках: химическом, по фармакологии, ботанике, анатомии; в спортивных секциях; как и вся страна, участвовали в социалистическом соревновании. Так, в приказе №31 от 15 февраля 1980 г. по Владивостокскому медучилищу в п.2 говорится:

          «Наградить почётной грамотой коллектив группы 3-го курса фармацевтов, занявшей Iместо в соц. соревновании».   

         Сохранилась фотография педагогического коллектива к 55-летию училища, на которой первая слева Шурлова Алла Алексеевна, закончившая  с отличием фармацевтическую школу в 1957 году и после получения высшего образования в Пермском  фармацевтическом институте работавшая совместителем с 1964 года; в штате - с 1979 года. Алла Алексеевна завершила свой трудовой путь в 2013 году, отдав любимому делу 48 лет. Зав. отделением «Фармация» Каретникова Наталья Петровна говорит об Алле Алексеевне: «Это творческий, неравнодушный, увлечённый своим делом человек. Умеет передать свой энтузиазм, жизнелюбие и необыкновенную трудоспособность. Алла Алексеевна требовательна к себе и учащимся. Её отличает доброжелательность, отзывчивость, справедливость, умение общаться со студентами».

         В 80-ые годы материально-техническая база училища расширяется, устанавливаются деловые отношения с лечебно-профилактическими учреждениями и  аптеками. Этот вопрос активно и продуктивно решал возглавивший училище в 1989 году Регузов Виктор Александрович. У студентов-фармацевтов занятия по фармакогнозии, технологии лекарственных средств проходят в аптеке №154 (по ул. Яниса Лациса, ныне ул. Нерчинская) и в аптеке №177 (по ул.40 лет ВЛКСМ). Они ответственно изучают все дисциплины, о чём информирует фотография с урока по математике; активно участвуют в НИРС, выступают с докладами на научно-практических конференциях.    

         До 1993 года фармотделение успешно функционировало, готовили и выпускали по одной группе фармацевтов. В годы перестройки в течение 8 лет оно было закрыто в связи с уменьшением государственных аптек, а в 2001 году открыто вновь в соответствии с запросами нового времени. На основании приказа Департамента здравоохранения Администрации Приморского края №685-о от 22.08.01 произведён набор студентов на 2001-2002 учебный год по специальности «Фармация» на базе полного среднего образования на договорной основе в количестве одной группы.

         Заведующей отделением назначена Ирина Иосифовна Задачина, преподаватель фармакологии высшей квалификационной категории.

Под её непосредственным руководством возобновлена подготовка студентов по специальности «Фармация». Большая её заслуга заключается в современном материально- техническом, учебно- методическом обеспечении отделения. Среди студентов высокая сохраняемость контингента, улучшено  качество подготовки студентов. Как руководитель отделения Задачина И.И. работала в тесном контакте с практическим здравоохранением, занятия вели ведущие специалисты департамента здравоохранения Приморского края и аптечных учреждений г. Владивостока. В 2004 году ей было присвоено звание «Почётный работник среднего профессионального образования». К сожалению, уже четыре года Ирины Иосифовны нет с нами.

         Сегодня обучение фармацевтов проходит по новой, усовершенствованной программе. Срок обучения составляет 2 года 10 месяцев. Студенты изучают много необходимых для подготовки специалиста в современных условиях непрофильных предметов. Это математика, история, английский язык, экономика, информатика, философия. С 2002 года введён курс русского языка и культуры речи.  Также расширены программы по курсам анатомии и клинической патологии, психологии. Сложными в изучении являются спецдисциплины: фармакология, фармакогнозия, технология изготовления лекарственных форм, неорганическая, органическая, аналитическая и фармацевтическая химии.

         Практику студенты проходят в больницах города, производственных аптеках и аптеках готовых лекарственных форм. Здесь они полностью усваивают особенности своей профессии, понимают, что аптека - это центр, где больной получает не только лекарства, но и рекомендации, облегчающие его страдания. Умение поддержать больного морально и духовно, не оставлять без внимания его запросы, заботиться о каждом человеке, обратившемся за помощью в аптеку, - в этом состоит высокая миссия современного фармацевта.

         С 2011/ 2012 учебного года изменена программа обучения студентов  в соответствии с ГОС третьего поколения. Спецдисциплины объединяются в модули, введены новые дисциплины, изучаемые на первом курсе. Это отпуск лекарственных форм и лекарствоведение, включающее в себя курс фармакологии и фармакогнозии. За 10 лет усовершенствованы способы обучения, разработана новая методика работы со студентами. Также улучшилась база для проведения занятий. С 2011 года отделение оснащено мультимедийными проекторами.

         Благодаря высококвалифицированному преподавательскому составу выпускники становятся профессионалами в своей области. С 1979 года помнят студенты занятия по технологии лекарственных форм и латинскому языку у Шурловой Аллы Алексеевны, Отличника здравоохранения Российской Федерации. Немыкина Надежда Ивановна, преподаватель химии высшей квалификационной категории, даёт прочные прикладные знания для формирования будущего специалиста. С 2009 года заведующей отделением  «Фармация» назначена Каретникова Наталья Петровна, с отличием закончившая Владивостокский базовый медицинский колледж в 2004 году и  ДГМУ в г. Хабаровске в  2008 году, преподаватель по фармакологии. Технологию лекарственных форм второй год преподаёт практик с 30-летним стажем - Золотарёва Галина Александровна.

         На 2013 год состоялось 10 выпусков фармацевтов. Все выпускники успешно трудоустраиваются, многие продолжают своё обучение в вузах России.

         В недалёком прошлом работники со средним фармацевтическим образованием могли продавать лекарства и готовить их только по рецепту врача. В настоящее время всё кардинально изменилось: развитие аптечных сетей, переход на готовые формы лекарств привели к смешиванию должностей и обязанностей. В современных аптеках сотрудники занимаются отпуском готовых лекарственных средств, а разница между фармацевтом и провизором практически стирается. В новом приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 г. № 808Н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками» учитывается стаж специалиста со средним специальным образованием и утверждается полное право на должность заведующего аптекой фармацевта, проработавшего в аптеке не менее 5 лет.

         Профессия фармацевт не заканчивается на слове аптека. Область профессиональной деятельности выпускников - это также организации по обработке материала  для изготовления лекарств, исследовательские институты, лаборатории. И всё это возможно благодаря знаниям, полученным в результате кропотливого труда квалифицированных преподавателей, которых всегда помнят выпускники ВБМК.

         Кроме названных уже преподавателей, история хранит имена тех, кто работал  в разные годы на фармотделении: завуч Шункова Т.В.; преподаватели Александрова Л.Г., Бондо Т.В., Бургело Л.А.,  Дардымова Л.А., Злобина Е.И., Иванов Л.Г., Ихонкина А.И., Калинина К.В., Кольцова А.С., Копелева М.Л., Обидная Г.И., Педченко Л.А., Подорванова Н.Ф., Пчёлкина В.И., Рахманкулова З.К., Тарасенкова В.Ф., Толстогузов А.Г., Тыргола А.И., Шестакова Р.Е., Чижик Н.З. и др.