Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Вход

Забыли пароль?

Регистрация

Если у вас есть аккаунт — авторизуйтесь

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владивостокский базовый медицинский колледж»

Информационные технологии в профессиональной деятельности

Проект

 

ПРИМЕРНАЯ  ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информационные технологии в профессиональной деятельности

2012 г.

 

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 060102 Акушерское дело.

 

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 6 Департамента здравоохранения города Москвы»

 

Разработчик:

Гришин Г.А.- преподаватель информатики, высшей квалификационной категории , ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 6 Департамента здравоохранения города Москвы»Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образов

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________200__ г.

                                                                   номер

ого гдарственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________200__ г.

 

©Гришин Геннадий Алексеевич

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

5

3.      условия реализации ПРИМЕРНОЙ программы учебной дисциплины  

12

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины  

14

 

 

 

1. паспорт ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ 
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информационные технологии в профессиональной деятельности

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 060000 Здравоохранение по специальности 060102Акушерское дело.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

-использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;

-применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-основные понятия автоматизированной обработки информации;

-общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;

-состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

-методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

-базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;

-основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 час;

самостоятельной работы обучающегося 25 часов.

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:

 

        теоретические занятия

26

        практическое занятие (зачет во 2-м семестре)

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:

 

       реферат

8

       расчетно-графическая работа

3

       тематика внеаудиторной самостоятельной работы

14

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Информационная деятельность человека

 

 

 

Тема 1.1. Введение в информатику

Информационная картина мира. Информационные и коммуникационные технологии

2

1

Техника безопасности при работе на компьютере. Приемы и правила оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током.

Тема 1.2. Человек и информация

Информация и общество

2

1

Представление информации. Выбор способа пред­ставления информации в соответствии с поставленной зада­чей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить реферат на выбранную тему

  • Информация. Свойства и характеристика.
  • Информация и знания.
  • Проблемы информации в современной науке.
  • Информационные системы в управлении.

4

 

Раздел 2. Информация и двоичное кодирование

 

 

 

Тема 2.1. Понятие «информация» и свойства информации

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элемента­ми, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации: сигнал, знак, символ. Виды и свойства инфор­мации. Количество информации кик мера уменьшения неоп­ределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Классификация информационных процессов. Формализо­ванные и неформализованные языки.

2

1

Количество и единицы измерения информации

Тема 2.2. Системы счислений, используемые в компьютере

Двоичное кодирование информации в компьютере

4

1

Позиционные и непозиционные системы счисления. Запись чисел в  позиционных системах счисления. Системы счисле­ния, используемые в вычислительной технике. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

Алгоритм перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления.

Практическое занятие. Решение задач по переводу из десятичной в двоичную систему счисления и обратно

1

 

Тема 2.3. Представление информации в различных системах счисления

Практическое занятие. Решение задач по переводу из десятичной в восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления и обратно

1

 

Раздел 3. Основы логики и логические основы компьютера

 

 

 

Тема 3.1. Алгебра логики

Практическое занятие. Решение задач по теме

1

 

Тема 3.2. Основные законы преобразования алгебры логики.

Практическое занятие. Решение задач по теме

1

 

Тема 3.3. Логические основы ЭВМ

Практическое занятие. Построение схем логических устройств по заданным исходным значениям.

1

 

Раздел 4. Средства ИКТ

 

 

 

Тема 4.1. История создания ЭВМ

Этапы развития ЭВМ.

2

1

Основные устройства компьютера

Тема 4.2. Программное обеспечение компьютера

Практическое занятие. Ознакомление с  графическим интерфейсом Windows.

Назначение диалоговых окон:  панель задач, вкладки, командные кнопки,  текстовые поля, списки, переключатели, флажки, счетчики, ползунки

1

 

Практическое занятие. Программное обеспечение внешних устройств. Правила работы на принтере и сканере.

1

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подключение и настройка принтера и сканера к компьютеру

4

 

Раздел 5. Технологии создания и преобразования информационных объектов

 

 

 

 

Тема 5.1. Технология обработки текстовой информации

Представление текстовой информации в ЭВМ.

Текстовый процессор MS Word: назначение и основные функции.

2

2-3

Практическое занятие. Основные приемы редактирования. Работа с встроенным графическим редактором Word. Оформление документа

1

 

Практическое занятие. Форматирование текста. Абзац. Автотекст, автозамена. Создание и редактирование таблиц.

1

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.1

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Разработать документ в текстовом редакторе на тему: «Охрана материнства и детства - приоритетное направление деятельности выпускниц отделения "Акушерское дело"»

3

 

Тема 5.2. Технология обработки числовой информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами.

Назна­чение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач медицинского назначения).

2

2-3

Практическое занятие. MS Excel. Ввод и редактирование данных. Построение диаграмм.

1

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов

1

 

Тема 5.3. Технологии хранения, поиска и сортировки информации

Системы управления базами данных (СУБД)

3

2-3

Практическое занятие. СУБД MS Access. Создание таблиц. Ввод и редактирование записей. Формы и отчеты.

1

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.3

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Создание схемы базы данных «Телефонный справочник»:  создание таблиц, создание запросов, создание форм, создание отчетов, формирование схем базы данных

2

 

Тема 5.4. Технология обработки графической информации

Графический редактор Paint. Назначение и возможности.

2

2-3

Практическое занятие. Работа с фрагментами изображения.

1

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.4

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Создание логотипа медицинского учреждения при помощи простых форм изображений

2

 

Раздел 6. Мультимедийные технологии.

.

 

 

Тема 6.1. Редактор презентаций PowerPoint

Практическое занятие. Общие сведения о презентациях. Методика разработки компьютерной презентации. Операции со слайдами, настойка анимации слайдов, демонстрация слайдов.

1

 

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Создание презентации на тему «История развития акушерства в России»

3

 

Раздел 7.Телекоммуникационные технологии

 

 

 

Тема 7.1. Глобальные и локальные вычислительные сети

Практическое занятие. Браузер. Работа с Интернет-СМИ, Интернет-библиотекой и пр.,  работа с электронной почтой

1

 

 

Итоговое занятие. Зачет.

1

 

Раздел 8. Современные вычислительные средства

 

 

 

Тема 8.1. Средства автоматизированной обработки информации

Компьютер, как средство автоматизации информационных процессов. Архи­тектуры современных компьютеров. Автоматизированные рабочие места (АРМ). Определение, свойства, структура, функции и классификация (по направлениям медицинской деятельности). Требования к техническому и программному обеспечению АРМ.

2

1

Раздел 9. Технологии обработки информации

 

 

 

Тема 9.1. Электронные таблицы как информационные объекты. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных

Практическое занятие. Разработка и оформление шаблона таблицы для внесения результатов социологического опроса

1

 

Практическое занятие. Внесение результатов социологического опроса и построение диаграмм. Взаимодействие MS Excel с другими приложениями MS Office.

1

 

Самостоятельная работа:

Проведение и анализ социологического опроса с использованием тестовых заданий на (АРМ)

3

 

Тема 9.2. Редактор презентаций PowerPoint

Практическое занятие. Создание презентации по обработке результатов социологического опроса

1

 

Тема 9.3. Технологии хранения, поиска и сортировки информации

Практическое занятие. СУБД MS Access. Разработка схемы базы данных «Аптека». Создание таблиц.

1

 

Раздел 10. Основы информационного обмена

 

 

 

Тема 10.1. Информационная цивилизация.

Информационная культура. Необходимость правовой охраны программ и данных

2

1

Тема 10.2. Информа­ционная безопасность.

Осуществление информа­ционной безопасности персональных данных студентов колледжа. Способы защиты информации

1

2

Самостоятельная работа:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Компьютерные вирусы и борьба с ними.

Реферат на тему: Антивирусные средства защиты информации

4

 

Раздел 11. Технологии обработки графической информации

 

 

 

Тема 11.1 Редактор векторной графики Corel Draw

Практическое занятие. Приобретение навыковсоздания графических примитивов с использованием инструментария  редактора Corel Draw

1

 

Практическое занятие. Отработка приемов работы с текстом в графическом редакторе.Создание логотипа для оформления титульного листа..

1

 

Раздел 12. Средства и технологии обмена информацией с помощью ком­пьютерных сетей

 

 

 

Тема 12.1. Инструментальные средства создания Wеb-сайтов

Практическая занятие: Разработка и создание информационного объекта в виде Web-сайта на заданную тему.

1

 

Раздел 13. Основы медицинской информатики

 

 

 

Тема 13.1.

Практическая занятие: Медицинское программное обеспечение. Правила работы при заполнении электронной карточки пациента

1

 

Всего

75

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя, оборудованное ЭВМ.

 

Технические средства обучения:
 Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигу­рация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень на­глядности в работе учителя, возможность для студентов представлять результаты сво­ей работы всей группе, эффективность организационных и административных вы­ступлений.
  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную студентом или преподавателем. Для многих школьных применений необходим или жела­телен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести пере­писку с другими учебными заведениями
  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучи­вания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) - использу­ются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного тек­ста и преобразования его в текстовый формат.

Программные средства

  • Операционная система (графическая);
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
  • Антивирусная программа;
  • Программа-архиватор;
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растро­вый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и элек­тронные таблицы;
  • Простая система управления базами данных.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.     Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

2.      В.А. Каймин. Информатика. Москва. Инфра-М, 2005.

3.      Информатика: Учебник для ССУЗов. Автор: Хлебников Андрей
Издательство: Феникс, 2010 г

4.     Основы информатики и вычислительной техники, Автор: Борисова Мария, Издательство:Феникс, 2006 г.

5.     Информация, информатика, компьютер, информационные системы, сети, Автор:Микрюков Василий, Издательство: Феникс, 2007 г.

6.     Гохберг Г.С.,Зафиевский А.В., Короткин А.А. Информационные технологии: учебник для студентов среднего профессионального образования- М.: Издательский центр «Академия», 2007

Интернет - ресурсы:

1.     http://iit.metodist.ru - Информатика  - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО

2.     http://www.intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)

3.     http://test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям

4.     http://www.iteach.ru - Программа Intel «Обучение для будущего»

5.     http://www.rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании

6.     http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям

7.     http://www.npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»

8.     http://www.labirint.ru/ - Магазин книг

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и тестирования

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

Оценка результатов работы на практических занятиях

использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;

Оценка результатов работы на практических занятиях

применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

Оценка результатов работы на практических занятиях

Знания:

 

основные понятия автоматизированной обработки информации;

Оценка результатов работы на практических занятиях

общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;

Оценка результатов работы на практических занятиях

состав, функции и возможности использования  информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

Оценка результатов работы на практических занятиях

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи, накопления информации;

Оценка результатов работы на практических занятиях

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;

Оценка результатов работы на практических занятиях. Зачет в виде тестового контроля во 2-м семестре

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.

Оценка результатов работы на практических занятиях