Проект
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
2012 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 060102 Акушерское дело.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 6 Департамента здравоохранения города Москвы»
Разработчик:
Гришин Г.А.- преподаватель информатики, высшей квалификационной категории , ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 6 Департамента здравоохранения города Москвы»Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образов
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________200__ г.
номер
ого гдарственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________200__ г.
©Гришин Геннадий Алексеевич
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации ПРИМЕРНОЙ программы учебной дисциплины |
12 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
14 |
1. паспорт ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 060000 Здравоохранение по специальности 060102Акушерское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
-использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
-применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные понятия автоматизированной обработки информации;
-общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
-состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
-методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
-базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
-основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 час;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
50 |
в том числе: |
|
теоретические занятия |
26 |
практическое занятие (зачет во 2-м семестре) |
24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
25 |
в том числе: |
|
реферат |
8 |
расчетно-графическая работа |
3 |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы |
14 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Информационная деятельность человека |
|
|
|
Тема 1.1. Введение в информатику |
Информационная картина мира. Информационные и коммуникационные технологии |
2 |
1 |
Техника безопасности при работе на компьютере. Приемы и правила оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током. |
|||
Тема 1.2. Человек и информация |
Информация и общество |
2 |
1 |
Представление информации. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. |
|||
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовить реферат на выбранную тему:
|
4 |
|
Раздел 2. Информация и двоичное кодирование |
|
|
|
Тема 2.1. Понятие «информация» и свойства информации |
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации: сигнал, знак, символ. Виды и свойства информации. Количество информации кик мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Классификация информационных процессов. Формализованные и неформализованные языки. |
2 |
1 |
Количество и единицы измерения информации |
|||
Тема 2.2. Системы счислений, используемые в компьютере |
Двоичное кодирование информации в компьютере |
4 |
1 |
Позиционные и непозиционные системы счисления. Запись чисел в позиционных системах счисления. Системы счисления, используемые в вычислительной технике. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. |
|||
Алгоритм перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления. |
|||
Практическое занятие. Решение задач по переводу из десятичной в двоичную систему счисления и обратно |
1 |
|
|
Тема 2.3. Представление информации в различных системах счисления |
Практическое занятие. Решение задач по переводу из десятичной в восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления и обратно |
1 |
|
Раздел 3. Основы логики и логические основы компьютера |
|
|
|
Тема 3.1. Алгебра логики |
Практическое занятие. Решение задач по теме |
1 |
|
Тема 3.2. Основные законы преобразования алгебры логики. |
Практическое занятие. Решение задач по теме |
1 |
|
Тема 3.3. Логические основы ЭВМ |
Практическое занятие. Построение схем логических устройств по заданным исходным значениям. |
1 |
|
Раздел 4. Средства ИКТ |
|
|
|
Тема 4.1. История создания ЭВМ |
Этапы развития ЭВМ. |
2 |
1 |
Основные устройства компьютера |
|||
Тема 4.2. Программное обеспечение компьютера |
Практическое занятие. Ознакомление с графическим интерфейсом Windows. Назначение диалоговых окон: панель задач, вкладки, командные кнопки, текстовые поля, списки, переключатели, флажки, счетчики, ползунки |
1 |
|
Практическое занятие. Программное обеспечение внешних устройств. Правила работы на принтере и сканере. |
1 |
|
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подключение и настройка принтера и сканера к компьютеру |
4 |
|
|
Раздел 5. Технологии создания и преобразования информационных объектов
|
|
|
|
Тема 5.1. Технология обработки текстовой информации |
Представление текстовой информации в ЭВМ. Текстовый процессор MS Word: назначение и основные функции. |
2 |
2-3 |
Практическое занятие. Основные приемы редактирования. Работа с встроенным графическим редактором Word. Оформление документа |
1 |
|
|
Практическое занятие. Форматирование текста. Абзац. Автотекст, автозамена. Создание и редактирование таблиц. |
1 |
|
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.1 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Разработать документ в текстовом редакторе на тему: «Охрана материнства и детства - приоритетное направление деятельности выпускниц отделения "Акушерское дело"» |
3 |
|
|
Тема 5.2. Технология обработки числовой информации. |
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач медицинского назначения). |
2 |
2-3 |
Практическое занятие. MS Excel. Ввод и редактирование данных. Построение диаграмм. |
1 |
|
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.2 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов |
1 |
|
|
Тема 5.3. Технологии хранения, поиска и сортировки информации |
Системы управления базами данных (СУБД) |
3 |
2-3 |
Практическое занятие. СУБД MS Access. Создание таблиц. Ввод и редактирование записей. Формы и отчеты. |
1 |
|
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.3 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Создание схемы базы данных «Телефонный справочник»: создание таблиц, создание запросов, создание форм, создание отчетов, формирование схем базы данных |
2 |
|
|
Тема 5.4. Технология обработки графической информации |
Графический редактор Paint. Назначение и возможности. |
2 |
2-3 |
Практическое занятие. Работа с фрагментами изображения. |
1 |
|
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.4 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Создание логотипа медицинского учреждения при помощи простых форм изображений |
2 |
|
|
Раздел 6. Мультимедийные технологии. |
. |
|
|
Тема 6.1. Редактор презентаций PowerPoint |
Практическое занятие. Общие сведения о презентациях. Методика разработки компьютерной презентации. Операции со слайдами, настойка анимации слайдов, демонстрация слайдов. |
1 |
|
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Создание презентации на тему «История развития акушерства в России» |
3 |
|
Раздел 7.Телекоммуникационные технологии |
|
|
|
Тема 7.1. Глобальные и локальные вычислительные сети |
Практическое занятие. Браузер. Работа с Интернет-СМИ, Интернет-библиотекой и пр., работа с электронной почтой |
1 |
|
|
Итоговое занятие. Зачет. |
1 |
|
Раздел 8. Современные вычислительные средства |
|
|
|
Тема 8.1. Средства автоматизированной обработки информации |
Компьютер, как средство автоматизации информационных процессов. Архитектуры современных компьютеров. Автоматизированные рабочие места (АРМ). Определение, свойства, структура, функции и классификация (по направлениям медицинской деятельности). Требования к техническому и программному обеспечению АРМ. |
2 |
1 |
Раздел 9. Технологии обработки информации |
|
|
|
Тема 9.1. Электронные таблицы как информационные объекты. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных |
Практическое занятие. Разработка и оформление шаблона таблицы для внесения результатов социологического опроса |
1 |
|
Практическое занятие. Внесение результатов социологического опроса и построение диаграмм. Взаимодействие MS Excel с другими приложениями MS Office. |
1 |
|
|
Самостоятельная работа: Проведение и анализ социологического опроса с использованием тестовых заданий на (АРМ) |
3 |
|
|
Тема 9.2. Редактор презентаций PowerPoint |
Практическое занятие. Создание презентации по обработке результатов социологического опроса |
1 |
|
Тема 9.3. Технологии хранения, поиска и сортировки информации |
Практическое занятие. СУБД MS Access. Разработка схемы базы данных «Аптека». Создание таблиц. |
1 |
|
Раздел 10. Основы информационного обмена |
|
|
|
Тема 10.1. Информационная цивилизация. |
Информационная культура. Необходимость правовой охраны программ и данных |
2 |
1 |
Тема 10.2. Информационная безопасность. |
Осуществление информационной безопасности персональных данных студентов колледжа. Способы защиты информации |
1 |
2 |
Самостоятельная работа: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Компьютерные вирусы и борьба с ними. Реферат на тему: Антивирусные средства защиты информации |
4 |
|
|
Раздел 11. Технологии обработки графической информации |
|
|
|
Тема 11.1 Редактор векторной графики Corel Draw |
Практическое занятие. Приобретение навыковсоздания графических примитивов с использованием инструментария редактора Corel Draw |
1 |
|
Практическое занятие. Отработка приемов работы с текстом в графическом редакторе.Создание логотипа для оформления титульного листа.. |
1 |
|
|
Раздел 12. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей |
|
|
|
Тема 12.1. Инструментальные средства создания Wеb-сайтов |
Практическая занятие: Разработка и создание информационного объекта в виде Web-сайта на заданную тему. |
1 |
|
Раздел 13. Основы медицинской информатики |
|
|
|
Тема 13.1. |
Практическая занятие: Медицинское программное обеспечение. Правила работы при заполнении электронной карточки пациента |
1 |
|
Всего |
75 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное ЭВМ.
Технические средства обучения:
Аппаратные средства
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
2. В.А. Каймин. Информатика. Москва. Инфра-М, 2005.
3. Информатика: Учебник для ССУЗов. Автор: Хлебников Андрей,
Издательство: Феникс, 2010 г
4. Основы информатики и вычислительной техники, Автор: Борисова Мария, Издательство:Феникс, 2006 г.
5. Информация, информатика, компьютер, информационные системы, сети, Автор:Микрюков Василий, Издательство: Феникс, 2007 г.
6. Гохберг Г.С.,Зафиевский А.В., Короткин А.А. Информационные технологии: учебник для студентов среднего профессионального образования- М.: Издательский центр «Академия», 2007
Интернет - ресурсы:
1. http://iit.metodist.ru - Информатика - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО
2. http://www.intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
3. http://test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям
4. http://www.iteach.ru - Программа Intel «Обучение для будущего»
5. http://www.rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании
6. http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям
7. http://www.npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»
8. http://www.labirint.ru/ - Магазин книг
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; |
Оценка результатов работы на практических занятиях |
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального; |
Оценка результатов работы на практических занятиях |
применять компьютерные и телекоммуникационные средства; |
Оценка результатов работы на практических занятиях |
Знания: |
|
основные понятия автоматизированной обработки информации; |
Оценка результатов работы на практических занятиях |
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; |
Оценка результатов работы на практических занятиях |
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; |
Оценка результатов работы на практических занятиях |
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи, накопления информации; |
Оценка результатов работы на практических занятиях |
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; |
Оценка результатов работы на практических занятиях. Зачет в виде тестового контроля во 2-м семестре |
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности. |
Оценка результатов работы на практических занятиях |