Утверждено приказом
КГБПОУ «ВБМК»
от 24 августа 2015 года № 178-О
ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке и утверждении
рабочих программ
учебных дисциплин в КГБПОУ «ВБМК»
Владивосток
2015 год
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06. 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования", Положением по организации промежуточной аттестации студентов КГОБУСПО «ВБМК», утвержденным приказом №284 от 22.11.2011года, приказам КГОБУСПО «ВБМК» «О внедрении Федеральных государственных образовательных стандартов» от 10 03.2011г. № 68-О, «Об утверждении Положения об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины и модуля» от 31.08.2011г. № 203-О, Положением о выпускной квалификационной работе, утверждённым приказом № 203-О от 21.10.2013 года, разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко и иными нормативными актами.
1.2. Настоящее положение устанавливает порядок разработки, требования к построению и оформлению содержания, процедуру рецензирования, экспертизы, утверждения и продления сроков действия рабочих программ учебных дисциплин в КГБПОУ «ВБМК».
1.3.Положение предназначено для председателей предметно-цикловых комиссий (далее-ПЦК) и преподавателей, ответственных за проведение учебных занятий по учебным дисциплинам, включенным в рабочие учебные планы специальностей колледжа.
1.4. Ответственность за соответствие программы требованиям ФГОС СПО и современному состоянию образования и науки возлагается на предметно-цикловую комиссию, за которой закреплено обучение данной дисциплине, эксперты и рецензенты.
1.5. Ответственным за своевременность разработки, качество и содержание программы является преподаватель, назначенный осуществлять занятия на текущий учебный год в соответствии с распределением нагрузки в колледже.
II. Структура рабочей программы
2.1. В основу разработки программы должны быть положены:
2.2. При разработке программ должны быть учтены:
2.3. В зависимости от того, к какому циклу относится данная дисциплина, программа может быть общей для всего колледжа и его филиалов, либо только для конкретной специальности.
III. Требования к содержанию и оформлению программы
3.1. Программа должна содержать следующие структурные элементы:
IV. Согласование программ
Согласующими сторонами являются: председатель ПЦК, заместитель директора по учебной работе, методист. При этом рекомендуется процесс согласования начинать на стадии формулирования цели и определения основных разделов программы. Утверждаются рабочие программы приказом директора по колледжу.
V. Рецензирование и экспертиза программ
5.1.Рецензирование и экспертизу программы осуществляют при её разработке или пересмотре с разработкой новой редакции. Рецензентами и экспертами рекомендуется назначать ведущих специалистов – преподавателей смежных учебных дисциплин других медицинских образовательных учреждений, потенциальных работодателей, ведущих специалистов отрасли по профилю специальности, ведущих специалистов научно-исследовательских и других организаций по профилю дисциплины либо профессоров (доцентов) аналогичных по профилю кафедр вузов.
5.2. Рецензент и эксперт предоставляет свой отзыв в письменном виде и отражает в нем соответствие содержания программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта, современному уровню и тенденциям развития науки и производства; оценивает оптимальность содержания разделов, целесообразность распределения по видам занятий и трудоемкости в часах; вносит предложения по улучшению программы и дает заключение о возможности использования в учебном процессе.
VI. Утверждение программ
6.1. Проект программы должен рассматриваться на заседании ПЦК путем обсуждения сообщения автора (составителя) программы, заслушивания отзывов рецензентов и эксперта, выступления оппонента. Оппонента назначают из числа опытных преподавателей комиссии.
6.2. После согласования и занесения в протокол ПЦК программа утверждается директором колледжа.
6.3. Переутверждение программ должно производиться ежегодно до начала семестра на заседании ПЦК с внесением изменений, которые прикладываются к программе.
VII. Хранение и распространение программ
7.1. Утверждённая программа хранится и распространяется:
7.2. Копирование программ другими образовательными учреждениями осуществляется с разрешения председателя ПЦК- разработчика и с согласия автора (составителя).
VIII. Редактирование программ
8.1. Программы необходимо обновлять путём внесения изменений перед очередным переутверждением. Основанием для внесения изменений служат:
8.2. При накоплении большого количества изменений или внесении существенных изменений в программу разрабатывается очередная
( вторая…) редакция программы, которая также проходит процедуру рецензирования и утверждения.
Рассмотрено
на заседании Методического совета
протокол №2 от 09.10.2013г.
председатель Методического совета
_______________ Ананьина Н.В.
СОГЛАСОВАНА
на заседании предметно- цикловой комиссии общепрофессиональных и математических дисциплин
Протокол № ____ от «___»__________ 20____ г.
Председатель ПЦК ________________(ФИО) Старший методист ______________ СОГЛАСОВАНА на заседании предметно- цикловой комиссии общепрофессиональных и математических дисциплин
Протокол № ____ от «___»__________ 20____ г.
Председатель ПЦК ________________
Старший методист ______________ |
|
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. «Анатомия и физиология человека» является частью программы подготовки специалистов среднего звена и составлена в соответствии с ФГОС по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО): 31.02.01. Лечебное дело углублённая подготовка
Составитель:
Ф И О, преподаватель первой квалификационной категории КГБПОУ «ВБМК»
Экспертиза:
1. ФИО, место работы, должность;
2. ФИО, место работы, должность;
3. ФИО, место работы, должность (внутренняя)
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
стр. |
|
|
|
|
|
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02. Анатомия и физиология человека
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена и составлена в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 31.02.01.Лечебное дело углублённый уровень среднего профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы :
Учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к общепрофессиональному циклу
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины ( из ФГОС)
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-анатомию и физиологию человека.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 270 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 180 (72+108) часов;
внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 90 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
270 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
180 |
в том числе: |
|
практические занятия |
108 |
контрольные работы |
6 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) |
90 |
в том числе:
|
|
Работа с учебными текстами (чтение текста, составление плана изучения учебного материала, конспектирование, выписка из текста, ответы на контрольные вопросы, работа со словарями, справочниками, создание презентаций) |
30 |
Выполнение учебно-исследовательской работы (подготовка рефератов, докладов, проектов) |
20 |
Заполнение рабочей тетради (зарисовка строения изучаемых структур, заполнение таблиц, схем, составление словаря медицинских терминов, выполнение заданий в тестовой форме, составление кроссвордов) |
40 |
Итоговая аттестация по учебной дисциплине в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, внеаудиторной самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Анатомия и физиология как основные естественно-научные дисциплины, изучающие структуры и механизмы, обеспечивающие жизнедеятельность человека |
|
6 |
|
Тема 1.1. Анатомо-физиологические Особенности формирования потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии
|
Cодержание учебного материала |
2 |
|
1.Взаимодействие организма человека с внешней средой. |
2 |
||
2.Периоды онтогенеза: антенатальный, перинатальный и постнатальный. |
|||
3.Роль внутренней среды в превращении потребностей клеток в потребности целого организма. |
|||
4.Классификация потребностей человека. |
|||
5.Регуляция процессов самоудовлетворения потребностей организма. |
|||
6.Предмет анатомии и физиологии, их взаимная связь и место в составе общепрофессиональных дисциплин. |
|||
7.Взаимосвязь структуры органов и тканей и функции организма. |
|||
8.Понятия: норма, аномалия, жизнь и здоровье. |
|||
9.Анатомическая номенклатура. |
|||
10.Многоуровневость организма человека. |
|||
11.Части тела человека. |
|||
12. Орган, системы органов. |
|||
13.Полости тела. |
|||
14.Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле. |
|||
15.Основные анатомические термины. |
|||
16.Предмет изучения физиологии, основные физиологические термины. |
|||
17.Морфологические типы конституции. |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
|
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Выполнение кроссвордов для взаимоконтроля. |
|
||
Раздел 2…
|
|
|
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические занятия практические занятия контрольные работы Внеаудиторная самостоятельная работа |
180 66 108 6 90 |
||
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
270 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии человека»
Оборудование учебного кабинета:
шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала
классная доска
стол и стул для преподавателя
столы и стулья для студентов
тумбочки для ТСО
стеллажи для муляжей и моделей;
технические средства обучения:
3.2. Демонстрационное обеспечение обучения
Фонендоскоп
Тонометр
Термометр
Микроскопы с набором объективов
Спирометры
Динамометры
Дуоденальный и желудочный зонды.
Плакаты
Схемы
Рисунки
Фотографии
Рентгеновские снимки
Таблицы
Скелеты
Наборы костей
Модели
Фантомы
Муляжи
Влажные препараты
Микропрепараты
Электрокардиограф
3.3. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Дополнительные источники:
Учебная литература и иные информационные источники, которые могут включать учебники, разработанные ПЦК пособия и (или) курсы лекций, хрестоматии, словари, справочники, ГОСТы, СНИПы и др.
Интернет-ресурсы
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки |
Знания: |
|
Основные анатомические термины. Части тела человека Системы органов Полости тела Морфологические типы конституции Многоуровневость организма человека Строение клетки, её функции Строение ткани, её функции, классификацию, место расположения в организме. |
Тестирование Решение кроссвордов Составление глоссария Заполнение таблиц Анализ информации, полученной в ходе проведения бесед
|
Нормальная анатомию внутренних органов, их расположение в полостях тела, границы, проекцию на поверхность тела |
Тестирование Решение кроссвордов Составление глоссария Заполнение таблиц Устный опрос Решение ситуационных задач Работа с «немыми» иллюстрациями Наблюдение за работой с наглядными пособиями Практический контроль: демонстрация проекции органов на поверхности тела |
Нормальная физиологию внутренних органов |
Тестирование Решение кроссвордов Составление глоссария Заполнение таблиц Устный опрос Решение ситуационных задач Наблюдение за работой с наглядными пособиями |
Внешние проявления функций внутренних органов |
Составление глоссария Заполнение таблиц Решение ситуационных задач Защита рефератов, докладов Практический контроль: определение частоты дыхательных движений, частоты сердечных сокращений, легочных объёмов, аускультация сердечных тонов, измерение температуры тела Анализ информации, полученной в ходе проведения бесед
|
Критерии оценки функционирования систем органов |
Тестирование Решение кроссвордов Составление глоссария Заполнение таблиц Решение ситуационных задач Анализ информации, полученной в ходе проведения бесед Наблюдение за работой с наглядными пособиями |
Нормальные константы внутренней среды организма |
Тестирование Решение кроссвордов Составление глоссария Решение ситуационных задач Анализ информации, полученной в ходе проведения бесед Наблюдение за работой с наглядными пособиями |
Возрастные особенности анатомии и физиологии органов и систем органов |
Составление глоссария Заполнение таблиц Анализ информации, полученной в ходе проведения бесед Решение ситуационных задач Защита рефератов, докладов |
Умения: |
|
Использовать знания анатомии и физиологии человека для проведения профилактических здоровьесберегающих мероприятий, обследования пациента, постановки диагноза, проведения лечебных мероприятий и оказания простых медицинских услуг
|
Тестирование Решение кроссвордов Составление глоссария Решение ситуационных задач Анализ информации, полученной в ходе проведения бесед Наблюдение за работой с наглядными пособиями Защита рефератов, докладов, проектов Наблюдение за выполнением манипуляций на профессиональном модуле Уровень информационно-коммуникативной культуры Экзамен
|