Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Вход

Забыли пароль?

Регистрация

Если у вас есть аккаунт — авторизуйтесь

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владивостокский базовый медицинский колледж»

Положение о разработке и утверждении программ учебных дисциплин

Утверждено приказом

                                                                                                 КГБПОУ «ВБМК»

                                                                                                    от 24 августа 2015 года № 178-О

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о разработке и утверждении

 рабочих программ

учебных дисциплин в КГБПОУ «ВБМК»

 

Владивосток

2015 год

 

                                                                                                

                                                          I.      Общие  положения

 

  1.1.  Настоящее положение разработано  в соответствии  с Федеральным законом  от 29.12.2012г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,  приказом  Министерства образования и науки РФ от 14.06.  2013 г.   N 464 "Об утверждении Порядка организации   и  осуществления   образовательной деятельности по образовательным программам среднего  профессионального образования", Положением по организации промежуточной аттестации студентов КГОБУСПО «ВБМК», утвержденным приказом №284 от  22.11.2011года, приказам  КГОБУСПО «ВБМК»  «О внедрении Федеральных государственных образовательных стандартов»  от 10 03.2011г. № 68-О, «Об утверждении Положения об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины и модуля»  от 31.08.2011г. № 203-О,   Положением о выпускной квалификационной работе, утверждённым приказом № 203-О от 21.10.2013 года,     разъяснениями по формированию  примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко и  иными нормативными актами.

1.2. Настоящее положение устанавливает порядок разработки, требования к построению и оформлению содержания, процедуру рецензирования, экспертизы, утверждения и продления сроков действия рабочих программ учебных дисциплин в КГБПОУ «ВБМК».

1.3.Положение предназначено для председателей предметно-цикловых комиссий (далее-ПЦК) и преподавателей, ответственных за проведение учебных занятий по учебным дисциплинам, включенным в рабочие учебные планы специальностей колледжа. 

 1.4. Ответственность за соответствие программы требованиям ФГОС СПО и современному состоянию образования и науки возлагается на предметно-цикловую комиссию, за которой закреплено обучение данной дисциплине, эксперты и рецензенты.

1.5. Ответственным за своевременность разработки, качество и содержание программы является преподаватель, назначенный осуществлять занятия на текущий учебный год в соответствии с распределением нагрузки в  колледже.

                               

                           II.   Структура рабочей программы

 

2.1. В основу разработки программы должны быть положены:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности;
    1. рабочий учебный план  колледжа по специальности или выписка из него;
    2. примерная программа, рекомендованная Минобразования РФ (если она имеется в наличии);

2.2.    При разработке программ должны быть учтены:

  1. содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобразования РФ;
  2. требования социальных партнёров – потенциальных работодателей выпускников;
  3. содержание программ дисциплин, изучаемых параллельно, на предыдущих и последующих этапах обучения (междисциплинарные связи);
  4. новейшие достижения в данной области, опубликованные в литературе и периодических изданиях, а также результаты собственной научной деятельности (при наличии), других специалистов и ученых;
  5. специфика внутренних условий – уровень развития студентов, особенности изучаемых предметов или тем, имеющиеся в колледже средства обучения, информационная, методическая и материальной база предметно-цикловой комиссии (далее-ПЦК); возможности самого педагога.

2.3.    В зависимости от того, к какому циклу относится данная дисциплина, программа может быть общей для всего  колледжа и его филиалов, либо только для конкретной специальности.

 

III.    Требования к содержанию и оформлению программы

 

3.1. Программа должна содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;
  • сведения об утверждении программы;
  • рецензии (внутренняя и внешняя)
  • паспорт рабочей программы, который включает: область применения; цели и задачи; место дисциплины в учебном процессе; нормативная трудоемкость дисциплины;
  • объем учебной дисциплины и виды учебной работы: сводные данные об основных разделах дисциплины и распределении часов по видам занятий;
  • тематический план и содержание учебной дисциплины, включающий наименование разделов и тем с указанием запланированного уровня их усвоения, а также виды работы, в том числе: теоретические занятия; практические занятия; лабораторные занятия; другие виды аудиторных занятий (если предусмотрены); курсовой проект (работа) (если предусмотрена); другие предусмотренные программой виды самостоятельной работы;
  • требования к материально-техническому обеспечению в соответствии с ФГОС СПО;
  • перечень учебно - методической документации;
  • рекомендуемая литература;
  •  методический материал;
  •  контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины: диагностика учебного процесса, включающая показатели результатов обучения, показатели и критерии их оценки, а также формы и методы контроля.

IV. Согласование программ

 

Согласующими сторонами  являются:  председатель ПЦК,  заместитель директора по учебной работе, методист. При этом рекомендуется процесс согласования начинать на стадии формулирования цели и определения основных разделов программы. Утверждаются рабочие программы приказом директора по колледжу.

 

V.     Рецензирование и экспертиза программ

 

  5.1.Рецензирование и экспертизу программы осуществляют при её разработке или пересмотре с разработкой новой редакции. Рецензентами и экспертами рекомендуется назначать ведущих специалистов – преподавателей смежных учебных дисциплин  других медицинских образовательных учреждений, потенциальных работодателей, ведущих специалистов отрасли по профилю специальности, ведущих специалистов научно-исследовательских и других организаций по профилю дисциплины либо профессоров (доцентов) аналогичных по профилю кафедр вузов.

 5.2. Рецензент и эксперт предоставляет свой отзыв в письменном виде и отражает в нем соответствие содержания программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта, современному уровню и тенденциям развития науки и производства; оценивает оптимальность содержания разделов, целесообразность распределения по видам занятий и трудоемкости в часах; вносит предложения по улучшению программы и дает заключение о возможности использования в учебном процессе.

 

VI.     Утверждение  программ

 

6.1. Проект программы должен рассматриваться на заседании ПЦК путем обсуждения сообщения автора (составителя) программы, заслушивания отзывов рецензентов и эксперта, выступления оппонента. Оппонента назначают из числа опытных преподавателей комиссии.

6.2. После согласования и занесения в протокол ПЦК программа утверждается директором колледжа.

6.3.  Переутверждение программ должно производиться ежегодно до начала семестра на заседании ПЦК  с внесением изменений, которые прикладываются к программе.

 

 

                VII.    Хранение  и  распространение программ

 

7.1.  Утверждённая программа хранится и распространяется:

 

  •  контрольный экземпляр на бумажном и электронном носителях  в методической службе колледжа;
  • рабочий экземпляр для пользования преподавателями и обучающимися колледжа  на электронном носителе на сервере колледжа.

 

7.2.  Копирование программ другими образовательными учреждениями осуществляется с разрешения председателя  ПЦК- разработчика и с согласия автора (составителя).

 

                           VIII.  Редактирование  программ

 

8.1.  Программы необходимо обновлять путём внесения изменений перед очередным переутверждением. Основанием для внесения изменений служат:

  • изменения, касающиеся пп. III,  IV,   V,  VI;
  • самооценка автора (составителя) программы:
  • предложения преподавателей, ведущих занятия по данной дисциплине.

 

8.2. При накоплении большого количества изменений или внесении существенных    изменений   в    программу    разрабатывается    очередная

( вторая…) редакция программы, которая также проходит процедуру  рецензирования и  утверждения.

        

Рассмотрено

на заседании Методического совета

протокол №2 от  09.10.2013г.

председатель Методического совета

 

_______________       Ананьина Н.В.            

 

СОГЛАСОВАНА

 

на заседании предметно-

цикловой комиссии

общепрофессиональных и математических дисциплин

 

Протокол № ____

 от «___»__________ 20____ г.

 

 Председатель ПЦК

 ________________(ФИО)

Старший методист

______________   

СОГЛАСОВАНА

на заседании предметно-

цикловой комиссии

общепрофессиональных и математических дисциплин

 

Протокол № ____

 от «___»__________ 20____ г.

 

 Председатель ПЦК

 ________________

 

Старший методист

______________   

 

 

 

 

 

 

          Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. «Анатомия и физиология человека» является частью программы подготовки специалистов среднего звена  и составлена в соответствии с ФГОС по специальностям среднего профессионального образования  (далее - СПО): 31.02.01. Лечебное дело углублённая подготовка 

 

Составитель:

Ф И О, преподаватель первой квалификационной категории КГБПОУ «ВБМК»

 

Экспертиза:

1. ФИО, место работы, должность;

2. ФИО, место работы, должность;

3. ФИО, место работы, должность (внутренняя)

 

                                           СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

стр.                      

  1.   СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

  1.  условия реализации программы учебной дисциплины

 

 

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

 

 

 

 

 
                                                                                                      

 

                  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ОП. 02.  Анатомия   и   физиология   человека 

1.1. Область применения  программы 

   Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена и составлена в соответствии с ФГОС по специальности СПО:  31.02.01.Лечебное дело углублённый   уровень  среднего профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной  программы :

Учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека»  относится к общепрофессиональному циклу

1.3. Цели  и  задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины  ( из  ФГОС)

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-анатомию и физиологию человека.

1.4. Количество часов на освоение  программы  учебной дисциплины:

      максимальной учебной нагрузки обучающегося 270 часов, в том числе:

 обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 180  (72+108)   часов;

      внеаудиторной  самостоятельной работы обучающегося 90 часов.

 

                                                                                    

2. СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦПЛИНЫ

                 2.1. Объем учебной дисциплины  и  виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

270

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

180

в том числе:

 

     практические занятия

108

     контрольные работы

   6

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

 90

в том числе:

 

 

 

Работа с учебными текстами (чтение текста, составление плана изучения учебного материала, конспектирование, выписка из текста, ответы на контрольные вопросы, работа со словарями,  справочниками, создание презентаций)

 30

Выполнение учебно-исследовательской работы (подготовка рефератов, докладов, проектов)

20

Заполнение рабочей тетради (зарисовка строения изучаемых структур, заполнение таблиц, схем, составление словаря медицинских терминов, выполнение заданий в тестовой форме, составление кроссвордов)

40

Итоговая аттестация по учебной дисциплине в форме экзамена

 

                                                                                                                                                                      

                                          2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины                                                          

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

внеаудиторной самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Анатомия и физиология как основные

естественно-научные дисциплины, изучающие структуры и механизмы, обеспечивающие жизнедеятельность   человека

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.1.

Анатомо-физиологические

Особенности формирования потребностей  человека.

Человек как предмет изучения анатомии

и физиологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Cодержание учебного материала

2

1.Взаимодействие организма человека с внешней средой.

2

2.Периоды онтогенеза: антенатальный, перинатальный и постнатальный.

3.Роль внутренней среды в превращении потребностей клеток в потребности целого организма.

4.Классификация потребностей человека.

5.Регуляция процессов самоудовлетворения потребностей организма.

6.Предмет анатомии и физиологии, их взаимная связь и место в составе общепрофессиональных дисциплин.

7.Взаимосвязь структуры органов и тканей  и функции организма.

8.Понятия: норма, аномалия, жизнь и здоровье.

9.Анатомическая номенклатура.

10.Многоуровневость организма человека.

11.Части тела человека.

12. Орган, системы органов.

13.Полости тела.

14.Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле.

15.Основные анатомические термины.

16.Предмет изучения физиологии, основные физиологические термины.

17.Морфологические типы конституции.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

4

 

 

 

 

1. Работа с учебными текстами.

2. Заполнение   рабочей тетради.

3. Выполнение кроссвордов для взаимоконтроля.

 

Раздел 2…

 

 

 

 

 

                                                                                                                         Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе:

                                                                                                                                                                                   теоретические занятия

                                                                                                                                                                                                       практические занятия

                                                                                                                                                                                           контрольные работы

                                                                                                                        Внеаудиторная самостоятельная работа                                                                                                                                

 180

        66

      108

          6

        90

Максимальная учебная нагрузка (всего)

270

 

                                                      

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии человека»

Оборудование учебного кабинета:

шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала

классная доска

стол и стул для преподавателя

столы и стулья для студентов

тумбочки для ТСО

стеллажи для муляжей и моделей;

технические средства обучения:

  • компьютер,
  • экран,
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • DVD, CD – диски с учебными фильмами и презентациями.

3.2. Демонстрационное обеспечение обучения

Фонендоскоп

Тонометр

Термометр

Микроскопы с набором объективов

Спирометры

Динамометры

Дуоденальный и желудочный зонды.

Плакаты

Схемы

Рисунки

Фотографии

Рентгеновские снимки

Таблицы

Скелеты

Наборы костей

Модели

Фантомы

Муляжи

Влажные препараты

Микропрепараты

Электрокардиограф

 

                                                                                                            

               3.3. Информационное обеспечение обучения

 

Основные источники:

  1. Атлас анатомии человека [Текст]: учеб. пособие для мед. учеб. заведений.- М.: РИПОЛ, классик, 20012.
  2. Барышников С.Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии [Текст] / С.Д. Барышников.– М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2013.

 

Дополнительные источники:

  1. Словарь терминов и понятий по анатомии человека [Текст]  /[ Борисевич А. И.  [и др.]]. - М.: Академия,2011.
  2. Дегтярев В.П. В.П.Нормальная физиология [Текст]: учебник / В.П.Дегтярев.- М.: Медицина, 2012.
  3. Нормальная анатомия человека в тестах [Текст]: учеб. пособие / [Кондрашев А.В. [и др.].   - Ростов н/Д.: Наука-Спектр, 2011.

 

Учебная литература и иные информационные источники, которые могут включать учебники, разработанные ПЦК пособия и (или) курсы лекций, хрестоматии, словари, справочники, ГОСТы, СНИПы и др.

 

Интернет-ресурсы

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

Знания:

 

Основные анатомические термины.

Части тела человека

Системы органов

Полости тела

Морфологические типы конституции

Многоуровневость организма человека

Строение клетки, её функции

Строение ткани, её функции, классификацию, место расположения в организме.

Тестирование

Решение кроссвордов

Составление глоссария

Заполнение таблиц

  Анализ информации,   полученной в ходе проведения бесед

 

 

Нормальная анатомию внутренних органов, их расположение в полостях тела, границы, проекцию на поверхность тела

Тестирование

Решение кроссвордов

Составление глоссария

Заполнение таблиц

Устный  опрос

Решение ситуационных задач

Работа с «немыми» иллюстрациями

Наблюдение за работой с наглядными пособиями

Практический контроль: демонстрация проекции органов на поверхности тела

Нормальная  физиологию внутренних органов

Тестирование

Решение кроссвордов

Составление глоссария

Заполнение таблиц

Устный  опрос

Решение ситуационных задач

Наблюдение за работой с наглядными пособиями

Внешние проявления функций внутренних органов

Составление глоссария

Заполнение таблиц

Решение ситуационных задач

Защита рефератов, докладов

Практический контроль: определение частоты дыхательных движений, частоты сердечных сокращений, легочных объёмов, аускультация сердечных тонов, измерение температуры тела

  Анализ информации,   полученной в ходе проведения бесед

 

Критерии оценки функционирования систем органов

Тестирование

Решение кроссвордов

Составление глоссария

Заполнение таблиц

Решение ситуационных задач

 Анализ информации,   полученной в ходе проведения бесед

Наблюдение за работой с наглядными пособиями

Нормальные константы внутренней среды организма

Тестирование

Решение кроссвордов

Составление глоссария

Решение ситуационных задач

  Анализ информации,   полученной в ходе проведения бесед

Наблюдение за работой с наглядными пособиями

Возрастные особенности анатомии и физиологии органов и систем органов

Составление глоссария

Заполнение таблиц

  Анализ информации,   полученной в ходе проведения бесед

Решение ситуационных задач

Защита рефератов, докладов

Умения:

 

Использовать знания анатомии и физиологии человека для проведения профилактических здоровьесберегающих мероприятий, обследования пациента, постановки диагноза, проведения лечебных мероприятий и оказания простых медицинских услуг

 

Тестирование

Решение кроссвордов

Составление глоссария

Решение ситуационных задач

 Анализ информации,   полученной в ходе проведения бесед

Наблюдение за работой с наглядными пособиями

Защита рефератов, докладов, проектов

Наблюдение за выполнением манипуляций на профессиональном модуле

Уровень информационно-коммуникативной культуры

Экзамен