Во время самоизоляции и дистанционного обучения (удаленной работы) у людей неизбежно происходит изменение привычного образа жизни. Это может вызывать ощущение напряжения, подавленности, дискомфорта, приводить к переживаниям чувства беспомощности и невозможности приспособиться к новым условиям. Возможны сложности в организации собственной деятельности при обучении в необычном, дистанционном режиме, а также быту.
Люди могут сталкиваться с изменениями отношений внутри семьи или с нарастающим чувством одиночества из-за дефицита социальных контактов.
Возникновение таких состояний - нормальная реакция человека на сложившиеся обстоятельства. Зачастую отсутствие понимания причин того или иного эмоционального состояния, могут привести к негативным последствиям, как для самого человека, так и для семьи как социальной единицы.
Для снижения риска возникновения негативных состояний и острых эмоциональных переживаний, важно помнить, что существуют простые рекомендации, которые могут помочь адаптироваться к новым условиям жизни, выстроить взаимодействие с близкими людьми. Кратко их можно сформулировать следующим образом:
Далее рассмотрим подробнее наиболее вероятные психологические сложности, которые могут возникать вследствие резких изменений привычного образа жизни и самоизоляции.
Реакция / эмоциональное состояние |
Почему возникает? |
Как проявляется |
Что делать? |
Сложности адаптации |
Разрушается привычный образ жизни, а новый порядок еще не сформировался. Основной дискомфорт вызывает отсутствие четкого плана даже на ближайшую перспективу, поэтому основная стратегия – сформировать для себя такой план. Сначала план появится на несколько часов, потом человек приспосабливается и учится планировать свою жизнь на несколько дней, недель. Вместе с этим возвращаются ощущение предсказуемости событий и улучшается психологическое состояние. |
- ощущения напряжения, подавленности; - чувство беспомощности и дискомфорта; - переживание невозможности приспособиться к новым условиям; - сложности в организации собственной деятельности на бытовом и профессиональном уровне; - нарастание напряжения в общении между членами семьи при постоянном нахождении вместе. |
- составьте план на день с обязательным соблюдением режима (например, пробуждение и отход ко сну, приемы пищи, время для обучения, работы и отдыха); - при наличии дистанционного обучения (удаленной работы) спланируйте время начала и окончания учебного (рабочего) дня; - включайтесь в организацию домашнего быта со всеми членами семьи; - договоритесь с членами семьи о личном пространстве или времени уединения для каждого; - по возможности сохраняйте традиционные дела, «привычки» или формируйте новые; - сохраняйте привычные социальные контакты, дистанционно продолжайте общаться с друзьями, близкими. |
Генерализованная тревога |
Тревога – это эмоция, которая помогает человеку собраться, стать более внимательным в имеющихся обстоятельствах. Однако есть случаи, когда тревога чрезмерна и тогда беспокойство становится очень сильным, чувство тревоги очень выраженным, ярким. В таком случае человек часто теряет способность заниматься какой-либо целенаправленной деятельностью. Именно эта тревога побуждает человека искать информацию – изучать новостные материалы, читать и смотреть репортажи. Попытка собрать всю возможную информацию – это попытка вернуть ощущение контроля над ситуацией и успокоиться, уменьшить ощущение тревоги. Однако много разных и эмоционально окрашенных новостей (а особенность нашей психики такова, что отрицательные стимулы воспринимаются ярче) снова повышают уровень тревоги. Получается «замкнутый круг»: уровень тревоги повышается → поиск информации → активное потребление информации → повышение уровня тревоги. Основная стратегия – разорвать этот «замкнутый круг». |
- неспособность сосредоточиться на чем-то конкретном, отвлечься от тревожных мыслей; - неусидчивость, постоянное и неконтролируемое беспокойство, перепады настроения по любому (в том числе положительному) поводу и даже без видимого повода, эмоциональная нестабильность; - могут быть неприятные ощущения сильного сердцебиения, учащенного дыхания или неспособности сделать глубокий вдох, чувство тяжести в груди, покраснение или побледнение кожных покровов, дрожь в руках, ощущение мышечного напряжения. |
- выберете несколько источников информации (3-5, не более), которым вы доверяете и обращайтесь к ним; - ограничьте время поиска и потребления информации по конкретной теме; - минимизируйте количество эмоционально заряженных новостей, отдавая предпочтение информационно-новостным форматам, избегая чрезмерно ярких сообщений. Лучше читать новостные материалы, чем смотреть видеоролики; - обращайте внимание на смешные форматы подачи материала, юмор помогает снизить тревогу. Если вы не можете шутить на актуальную тему сами, обратите внимание на то, как это делают другие; - спланируйте время на другие дела, целенаправленно займите себя разными видами деятельности, не связанными с актуальной ситуацией (например, освоение программы по учебным дисциплинам, расширение кругозора и приобретение новых знаний в различных сферах жизнедеятельности, просмотр любимых фильмов, чтение книг, генеральная уборка и т.д.); - давайте себе систематическую физическую нагрузку – спорт, уборка, перестановка и т.д.; - делайте дыхательные упражнения, направленные на расслабление (например, «вдох» на 4 счета – задержка дыхания на 2 счета – «выдох» на 6 счетов). |
Ситуационная тревога |
Это такое же переживание тревоги, но сконцентрированное на какой-то одной конкретной проблеме, страхе (тревога по поводу некачественного освоения учебной программы, страх перед экзаменами, переживания за здоровье близких и пр.). В этой ситуации основной дискомфорт приносит ощущение беспомощности, невозможность повлиять на ситуацию. Основная стратегия – сформулировать то, что вы можете сделать и выделить то, что можете сделать уже сейчас. |
По физиологическим и внешним проявлениям схожа с генерализованной тревогой, однако есть отличия: - характерная черта - оценка конкретной ситуации как опасной, неприятной, волнительной, пугающей (например, выход из дома, страх за собственное здоровье и здоровье близких и т.д.); - стремление к избеганию пугающей ситуаций либо мыслей о ней, откладывание важных дел на потом, заменяя их посторонней деятельностью. |
- сформулируйте, что вызывает наиболее сильную тревогу и мысленно продумайте (придумайте) конкретный план действий, если это произойдет; - дополнительно подойдут рекомендации, помогающие справится с генерализованной тревогой (см. выше). |
Межличностные конфликты |
В ситуации вынужденного нахождения в замкнутом пространстве могут проявляться и возникать конфликты: и ситуационные, и те, которые вызваны имеющимися проблемами во взаимоотношениях. Важно помнить, что эмоциональное состояние и поведение каждого члена такой мини группы может влиять на состояние всех ее членов. И чем меньше такая группа, тем влияние каждого сильнее. Это значит, что каждый член группы имеет возможность своими действиями влиять на ситуацию – в том числе, делая ее более эмоционально комфортной. Основная стратегия – научится избегать ситуационных конфликтов; хронические, застарелые проблемы отложить, постаравшись договориться о правилах поведения в группе; дать возможность каждому реализовывать свои потребности. |
- нарастающее напряжение по отношению к членам семьи, потребность в снижении частоты контактов; - нехарактерные и часто повторяющиеся эмоциональные вспышки (крики, слезы, брань, ссоры); - острая необходимость в уединении и покое; - раздражение, агрессивность, несдержанность, плаксивость; - дистанцирование, избегание контактов. |
- если чувствуете, что вас охватывает раздражение, возьмите паузу, например: сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов, при возможности, умойтесь прохладной водой, выйдите ненадолго в другую комнату. Постарайтесь оценить происходящее и когда вы почувствуете себя спокойнее, продолжите общение; - включайте в режим дня систематические физические нагрузки и активности; - проявляйте заботу друг о друге, с акцентом на положительные эмоции; - занимайтесь совместной деятельностью (игры, сериалы, занятия спортом, уборка квартиры, приготовление еды и т.д.); - договоритесь с членами семьи о личном пространстве или времени уединения для каждого (время «для себя»). Помните, что для каждого человека продолжительность такого времени своя. Если вы не знаете, сколько Вам нужно времени, начните с 30 минут и ориентируетесь на свое состояние; - сохраняйте дистанционное общение с людьми, которые не находятся в квартире (телефон, интернет). |
Помните! Эти меры являются психологической поддержкой, то есть это то, что вы можете сделать для себя и своих близких. Однако, если вы чувствуете, что не можете справится с ситуацией – не запускайте проблему, обратитесь за помощью к специалисту по телефонам:
8-800-2000-122- единый Всероссийский телефон доверия.
8-902-487-50-66 – педагог – психолог колледжа Ольга Владимировна Мельникова.
По материалам рекомендаций для адаптации к режиму изоляции, разработанных психологами МЧС России.