КГБПОУ «ВБМК»
от 15 декабря 2015 года № 293 - О
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Настоящее Положение определяет порядок создания условий для получения образования в КГБПОУ «ВБМК» детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, а также лицами из их числа.
Положение разработано в соответствии со ст.5, ст.79 Закона РФ от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Законом РФ от 24.11.1995г. №181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программа среднего профессионального образования».
Инвалидность — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями
Инвалид — человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений
Лица с ограниченными возможностями здоровья — лица, имеющие функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам инвалида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.
Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:
Принято различать следующие ключевые понятия:
РФ - Российская Федерация
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья
3. Общие положения
3.1.Настоящее положение определяет особые условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
3.2.Обеспечение реализации права граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
3.3.В целях реализации положений законодательных актов РФ в колледже проводится оценка специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по программам подготовки специалистов среднего звена.
3.4.Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Положении понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, обеспечение доступа в здания колледжа и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
3.5.Основными функциями профессионального образования является обучение по программам подготовки специалистов среднего звена.
4.1.В колледже рассматривается вопрос о создании надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа лиц с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения включая: пандусы, поручни, распашные двери, рельефную полосу на лестничном марше, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, медицинское оборудование, специально оборудованные санитарно-гигиенические помещения и др. А также оснащение помещений предупредительной информацией, обустройство информирующих обозначений помещений.
4.2.Инвалиды и лица с ограниченными возможностями зрения могут получить образование по программе подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки по специальности «Медицинский массаж» (для лиц с ограниченными возможностями по зрению) по очной форме обучения.
4.3.На обучение в колледж по программе подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки по специальности «Медицинский массаж» (для лиц с ограниченными возможностями по зрению) принимаются лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды 1, II и III групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в колледже по данной специальности.
4.4.Обучение лиц, указанных в пункте 4.2. организовывается в отдельной группе.
4.5.Для лиц, указанных в пункте 2.2., при необходимости, могут быть созданы адаптированные программы обучения.
4.6.При получении образования в колледже, лица указанные в пункте 4.2. обеспечиваются бесплатно специальными учебниками, учебными пособиями и иной учебной литературой.
4.7.Лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении представляют в приемную комиссию индивидуальную программу реабилитации инвалида, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико – социальной экспертизы
4.8.В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в колледже обеспечиваются:
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории колледжа;
- содействие инвалиду при входе в колледж и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
- адаптация официального сайта колледжа для лиц с нарушением зрения;
- обеспечение предоставления услуг тьютора на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;
- присутствие ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь;
- предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам колледжа и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- размещение в доступных для слабовидящих местах в адаптированной форме справочной информации о расписании учебных занятий, консультаций и экзаменов;
- правовое консультирование обучающихся;
- содействие в трудоустройстве на работу.
4.9.При обучении колледж осуществляет учебно - методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей, в том числе с использованием средств Интернет-технологий.
5.1.В штате колледжа имеются должности заместителей директора (по учебной, воспитательной работе), педагога - психолога, социального педагога, заведующих отделениями, тьютера, воспитателя, осуществляющих мероприятия по социальной и психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья: диагностику, психологическое консультирование, коррекцию, адаптацию и др.