Утверждено приказом
КГБПОУ «ВБМК»
от 24 августа 2015 г. № 178-О
Положение о бухгалтерии
1. Общие положения
1.1 Настоящее положение определяет правовой статус, основные задачи и функции, ответственность и основы деятельности бухгалтерии.
1.2 Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением учреждения и подчиняется непосредственно директору учреждения.
1.3 В своей деятельности бухгалтерия руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами и методическими материалами по вопросам бухгалтерского учёта, организационно-распорядительными документами учреждения, положением об учётной политике учреждения, настоящим положением. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства РФ.
1.4 Бухгалтерия осуществляет порядок организации и ведения бухгалтерского учёта, составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчётности вышестоящей организации, структурным подразделениям учреждения, налоговым органам и внебюджетным фондам.
2. Структура и штаты бухгалтерии
2.1 Бухгалтерия, как структурное подразделение, входит в состав штатного расписания, которое утверждается отраслевым органом Департаментом здравоохранения Приморского края.
2.2 Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директора учреждения, подчиняется непосредственно ему.
2.3 Работники бухгалтерии назначаются на должности и освобождаются от занимаемых должностей приказом директора учреждения по преставлению главного бухгалтера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.4 Квалификационные требования, функциональные обязанности, права, ответственность главного бухгалтера и других работников бухгалтерии регламентируются должностными инструкциями, утверждаемыми директором учреждения.
2.5 В состав бухгалтерии входят работники, осуществляющие финансовый и налоговый учёт, учёт денежных средств, учёт основных средств и материальных ценностей, учёт расчётов с бюджетом, учёт оплаты труда, учёт расчётов со студентами и слушателями отделения повышения квалификации.
2.6 Штатные работники бухгалтерии обособленных подразделений (филиалов), не наделённых правомочиями юридического лица в части ведения отдельного баланса, входят в состав бухгалтерии учреждения.
2.7 Работники бухгалтерии обособленных подразделений (филиалов) назначаются и увольняются заведующими филиалами в установленном порядке.
2.8 Учёт в бухгалтерии ведётся с использованием компьютерной техники и бухгалтерских программ автоматизированным способом.
2.9 Бухгалтерия осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями учреждения, а также в пределах своей компетенции со сторонними организациями.
2.10 За ненадлежащее исполнение функциональных обязанностей и нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, Правил и норм охраны труда, требований противопожарной безопасности работники бухгалтерии несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3. Основные задачи бухгалтерии
3.1 Целью бухгалтерии является формирование документированной систематизированной информации об объектах и составление на её основе бухгалтерской (финансовой) отчётности.
3.2 Для реализации указанной цели бухгалтерия решает следующие основные задачи:
3.2.1 Ведение бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте и другими нормативно-правовыми актами.
3.2.2 Формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности учреждения и его имущественном положении.
3.2.3 Обеспечение законности совершаемых операций.
3.2.4 Обеспечение учёта наличия и движения имущества и обязательств; использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов по утверждённым нормам и нормативам в соответствии с целевым назначением по утверждённому плану поступлений и выплат.
3.2.5 Контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации через материально-ответственных лиц.
3.2.6 Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности учреждения и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.
3.2.7 Обеспечение необходимой информацией директора учреждения с целью принятия эффективных управленческих решений.
4. Основные функции бухгалтерии
4.1 Составление достоверной бухгалтерской, налоговой и другой отчётности в установленном порядке и своевременное её представление в предусмотренные сроки в соответствующие контролирующие органы.
4.1 Предварительный и последующий контроль своевременного и правильного оформления первичных учётных документов и отражение на счетах бухгалтерского учёта операций, связанных с движением средств.
4.3 Своевременный и правильный учёт исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
4.4 Достоверный и точный учёт результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
4.5 Правильный учёт и осуществление всех финансовых и расчётных операций, а также своевременная сверка всех расчётов учреждения с контролирующими финансовыми и налоговыми органами, другими организациями и учреждениями.
4.6 Начисление и выплату в установленные сроки заработной платы работникам учреждения, стипендий студентам.
4.7 Правильное и своевременное перечисление налогов и других платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
4.8 Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учёте.
4.9 Формирование полной и достоверной информации о деятельности учреждения и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчётности – руководителям, собственникам имущества учреждения, а также внешним пользователям – контрагентам и др.
4.10 Подготовка и представление руководству информационно-аналитических материалов о состоянии бухгалтерского учёта в учреждении.
4.11 Разработка нормативных и других документов по вопросам учёта и отчётности, относящихся к компетенции бухгалтерии.
4.12 Автоматизация бухгалтерского и налогового учёта всех хозяйственных операций в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и принятой учётной политикой учреждения.
4.13 Совершенствование и внедрение новых методов организации работы, в том числе на основе использования современных информационных технологий.
4.14 Хранение документов (первичных учётных документов, регистров бухгалтерского и налогового учёта, отчётности) как на бумажном, так и на электронном носителях в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
4.15 Участие в пределах своей компетенции в подготовке и исполнении управленческих решений руководства учреждения.
4.16 Бухгалтерия должна обеспечить:
- контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов учреждения;
- ведение бухгалтерского учёта по исполнению плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения и обособленных подразделений (филиалов), не наделённых правомочиями юридического лица в части ведения отдельного баланса;
- контроль за правильным и эффективным расходованием субсидий на выполнение нормативных затрат, выделенных на финансовое обеспечение выполнения госзадания по утверждённому плану финансово-хозяйственной деятельности изменениями, внесёнными в него в установленном порядке;
- проверку законности, своевременности и правильности оформления первичных бухгалтерских учётных документов и законности совершаемых операций;
- учёт кассовых, банковских операций;
- своевременное проведение расчётов за выполненные работы, оказанные услуги с организациями, учреждениями, возникающие в процессе исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности за счёт финансового обеспечения по видам деятельности;
- ведение расчётных операций с организациями и учреждениями по выданным авансам и прочим операциям;
- учёт и контроль дебиторской и кредиторской задолженности, своевременность расчётов по обязательствам;
- ведение расчётов с подотчётными лицами, слушателями отделения повышения квалификации, студентами и отдельными лицами;
- правильное и своевременное ведение расчётов по заработной плате с работниками учреждения и обособленных подразделений (филиалов), не наделённых правомочиями юридического лица в части ведения отдельного баланса, с физическими лицами по договорам о возмездном оказании услуг и договорам гражданско-правового характера, составление реестров на выплаты по оплате труда, а также пособий, компенсационных выплат;
- начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;
- начисление пособий по временной нетрудоспособности;
- контроль за сохранностью денежных средств, использованием основных средств и товарно-материальных ценностей, принадлежащих учреждению и филиалам;
- проведение в установленные сроки, а также при смене материально-ответственных лиц инвентаризаций денежных средств и расчётов, а также товарно-материальных ценностей, находящихся в учреждении и филиалах;
- своевременное и правильное отражение результатов инвентаризаций в бухгалтерском учёте;
- ведение количественного и суммового учёта основных средств, материальных ценностей, запасных частей, ГСМ по местам хранения и использования в соответствии с действующими в учреждении нормами;
- контроль над оформлением хозяйственных операций, соблюдением технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;
- составление и представление директору и заведующим филиалов сведений об остатках средств по бюджетной и приносящей доход деятельности и других сведений по требованию;
- правильное составление и своевременное представление в установленные сроки бухгалтерской отчётности соответствующим контролирующим органам;
- осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни;
- своевременное оформление совместно с юрисконсультом материалов по недостачам и хищениям денежных средств, основных средств и товарно-материальных ценностей и передачу в необходимых случаях в судебные и следственные органы.
5. Права бухгалтерии
5.1 Работники бухгалтерии имеют право:
- требовать от всех структурных подразделений и филиалов учреждения предоставления документов, необходимых для организации и ведения бюджетного учёта;
- требовать соблюдения графика документооборота;
- не принимать к исполнению документы, оформленные с нарушением действующего законодательства. Требования главного бухгалтера и уполномоченных им лиц по документальному оформлению финансово-хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов, сведений, информации обязательны для всех работников учреждения. В случае неисполнения требований главный бухгалтер обязан направить директору учреждения служебную записку с указанием допущенных нарушений.
- получать поступающие в учреждение документы и иные информационные материалы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учёта и использования в работе;
- контролировать соблюдение установленных правил оформления приёмки и отпуска товарно-материальных ценностей, соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины, а также установленных правил проведения инвентаризаций;
- вносить предложения по совершенствованию форм и методов работы бухгалтерии и учреждения в целом;
- участвовать в совещаниях при рассмотрении вопросов, отнесённых к компетенции бухгалтерии.
6. Ответственность работников бухгалтерии
Работники бухгалтерии несут ответственность:
6.1 За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей в пределах, определённых действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
6.2 За причинение материального ущерба – в пределах, определённых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
6.3 За составление недостоверной бухгалтерской отчётности по вине бухгалтерии.
6.4 За нарушение сроков предоставления ежемесячных, квартальных и годовых отчётов.
6.5 За действия или бездействия, ведущие к разглашению сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
7. Взаимоотношения бухгалтерии с обособленными подразделениями
(филиалами), не наделёнными правомочиями юридического лица в части ведения отдельного баланса
7.1 Обособленные подразделения (филиалы), не наделёнными правомочиями юридического лица в части ведения отдельного баланса, обеспечивают осуществление предварительного контроля над оформлением первичных учётных документов, подтверждающих факт хозяйственной жизни, совершаемых с денежными средствами, товарно-материальными ценностями, основными средствами и др.
7.2 Обособленные подразделения (филиалы), не наделёнными правомочиями юридического лица в части ведения отдельного баланса, обеспечивают сохранность товарно-материальных ценностей у материально-ответственных лиц.
7.3 Обособленные подразделения (филиалы), не наделёнными правомочиями юридического лица в части ведения отдельного баланса, обеспечивают своевременное и правильное оформление установленной документации, проводят совместно с работниками бухгалтерии в установленные сроки инвентаризации, несут полную ответственность за достоверность учётных данных.
7.4 Обособленные подразделения (филиалы), не наделёнными правомочиями юридического лица в части ведения отдельного баланса, обязаны своевременно обеспечивать бухгалтерию необходимыми для бухгалтерского учёта и контроля документами: приказами, договорами и соглашениями, табелями учёта рабочего времени, копиями планов, смет и др.
7.5 Бухгалтерия учреждения обеспечивает проведение инструктажа материально-ответственных лиц обособленных подразделений (филиалов), не наделённых правомочиями юридического лица в части ведения отдельного баланса, в части учёта и сохранности ценностей, находящихся в этих подразделениях (филиалах).
7.6 Бухгалтерия учреждения обязана своевременно представлять заведующим филиалами соответствующую информацию об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, оборотно - сальдовые ведомости другую необходимую информацию.
7.7 Заведующие филиалами несут ответственность за качественное оформление и составление документов и своевременную передачу их в бухгалтерию учреждения, а так же за достоверность содержащихся в документах данных.
7.8 Сводная годовая и периодическая отчётность, предусмотренная Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчётности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утверждённой приказом Минфина Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н, составляется бухгалтерией учреждения и подписывается директором учреждения.
7.9 Бухгалтерия учреждения оказывает методическую помощь работникам обособленных подразделений (филиалов), не наделённых правомочиями юридического лица в части ведения отдельного баланса, по вопросам бухгалтерского учёта, контроля и отчётности.
7.10 Бухгалтерия учреждения вправе проводить документальные проверки (внутренний контроль) в обособленных подразделениях (филиалах), не наделённых правомочиями юридического лица в части ведения отдельного баланса.