Актуальные проблемы трудоустройства выпускников учреждений СПО.
Российскими учеными неоднократно проводились социологические исследования, касающиеся профессиональной карьеры молодежи, однако выпускники системы начального и среднего профессионального образования оказывались в фокусе внимания социологов не часто.
Вместе с тем, анализ трудоустройства выпускников СПО в течение двух лет после окончания профессионального учебного заведения показывает, что выпускники за этот период сменили от одного до четырех мест работы.
Основной причиной смены работы являлось стремление больше зарабатывать. Изучение причин увольнения дал представление о характеристиках мест работы выпускников учреждений начального профессионального образования. Как правило, это низкооплачиваемые малоквалифицированные рабочие места с плохими условиями труда и неудовлетворяющим выпускников содержанием профессиональной деятельности. Также одной из причин выбора работы не по профессии, с удовлетворением запросов по заработной плане была указана причина, связанная с трудностями поиска работы, а также недостатком мест соответствующей квалификации. Тем не менее, среди причин несоответствия рабочего места полученной профессии преобладают собственные инициативы выпускников, а не ограничения со стороны работодателей.
В исследовании процессов трудовой мобильности особое внимание обращается на характеристику информационных сетей (каналов информации), анализ которых является ключевым моментом для понимания реального поведения выпускников на рынке труда.
С позиции работника как действующего агента на рынке труда поиск работы заключается в обращении к тем или иным источникам информации о вакансиях. Другими словами, использование информационных каналов является способом поиска работы. При исследовании рынка труда информационные сети традиционно разделяют на формальные и неформальные. Формальные каналы включают государственную службу занятости, частные агентства по найму и трудоустройству, объявления в средствах массовой информации. Помимо этих институциональных каналов активно функционируют неформальные механизмы распространения информации, которые включают личные связи и обращение непосредственно к работодателю (самостоятельный обход отделов кадров предприятий с целью поиска подходящего рабочего места). Наиболее распространенными информационными каналами о вакансиях, к которым обращаются выпускники в процессе поиска работы, являются личные связи, объявления в средствах массовой информации и обращение непосредственно к работодателю.
В плане поиска работы обращение к СМИ предполагает пассивные и активные варианты действий. С одной стороны, объявления являются для соискателя источником информации о вакансиях, с другой стороны, дают возможность самому предложить свои услуги. Наиболее распространенным вариантом среди выпускников профессиональных учебных заведений являлся «просмотр объявлений», который свидетельствовал о выборе пассивной стратегии. Незначительная часть респондентов демонстрируют активный вариант поведения: «сами давали объявление». Просмотр объявлений при поиске работы, как правило, совмещает с обращениями к другим каналам информации о вакансиях. Чаще всего это использование личных связей и обход предприятий.
Непосредственное обращение на предприятия при поиске работы подразумевает прямой контакт с работодателем при отсутствии каких-либо посредников. Использование данного канала достаточно распространено среди выпускников системы СПО. Можно отметить, что к самостоятельному поиску чаще прибегают те, кто не используют (не имеют?) обширных связей. Как правило, каналом самостоятельного трудоустройства пользуются категории потенциальных работников, которые не претендуют на престижные места с хорошей заработной платой. Практика обращения в службы занятости и в частные агентства найма в процессе поиска работы слабо распространена. Как правило, обращение в службу занятости рассматривается как крайняя мера в тех случаях, когда остальные каналы не срабатывают. Помощь учебного заведения заключается в предоставлении информации о возможных местах трудоустройства и психологического сопровождения будущим специалистам.
Анализ трудностей при поиске работы показывает, что почти каждый третий молодой специалист считает, что удачно трудоустроиться ему мешал недостаток предложения мест работы и низкий уровень зарплаты. И почти четверть респондентов указали, что не обладают дополнительными знаниями и умениями, и это является препятствием для успешного трудоустройства.
Развитие любого муниципального образования напрямую зависит от профессиональной подготовленности и возможности трудоустройства его студентов. Более того, кадровый потенциал должен постоянно обновляться за счет максимального привлечения к трудовой деятельности молодежи. Но ее низкая конкурентоспособность на рынке труда, связанная с отсутствием как жизненного, так и профессионального опыта, приводит, как правило, не к увеличению числа специалистов на предприятиях, а к пополнению состава безработных.
Анализ проведенных исследований показывает наличие следующих проблем при трудоустройстве, как и в вышеприведенном примере:
Проводимые исследования лишний раз доказывают проблематичность не только трудоустройства, но и самореализации молодежи на рынке труда.