Советы студентам.
Правила для успешной адаптации первокурсников:
1. Улыбайтесь. В период адаптации в новом коллективе старайтесь почаще улыбаться. В начале Вашего пребывания в группе о Вас формируется первое впечатление и оказывает влияние на все последующее отношение к Вам.
2. Не ведите себя высокомерно. Смена места – это всегда стресс. В первые дни нахождения в коллективе человек (особенно если он стеснителен и застенчив), чаще всего склонен вести себя напряженно, избегать контактов, замыкаться в себе. Это происходит потому, что вхождение в коллектив является стрессом для любого человека. Такое Ваше холодноватое отношение могут расценивать как высокомерие. Поэтому, как бы не было, трудно в первые дни, старайтесь не «закрываться» от людей, контактировать, обращаться за помощью и улыбаться.
3. Проявляйте доброжелательность, терпимость, чувство юмора.
4. Принимайте коллектив таким, каков он есть. Принимать людей такими, какие они есть очень сложно. Хочется, чтобы люди были такими, какими мы их хотим видеть. А они разные – каждый со своим опытом и багажом проблем. Не злитесь и не огорчайтесь, и не стремитесь переделать человека – это невозможно. Учитесь терпимости.
5. Учитесь трудолюбию и не ленитесь. Помните, Вы на виду у коллектива и его мнение о Вас может стоить Вам дорого или наоборот стать хорошим стартом для новых отношений.
6. Будьте готовы помогать другим. Если вы видите, что у Вашего одногруппника есть проблемы, а у Вас есть свободное время, предложите ему помощь. Это всегда положительно оценят Ваши одногруппники и преподаватели.
7. В сложных ситуациях не хитрите и, не изворачивайтесь. Помните, «нет ничего тайного, что бы ни стало явным». Лучше вовремя сообщить об ошибке, чем со страхом ждать, что ее раскроют и накажут.
8. Не обсуждайте других.
9. Если вы заметили, что в коллективе есть деление на микрогруппы, старайтесь не входить в них и общаться со всеми. Этим Вы избежите многих неприятностей, ведь люди в коллективе меняются.
10. Соблюдайте режим дня. Правильно распределяйте свое время. Планируйте свободное время: высыпайтесь, занимайтесь спортом, регулярно выполняйте домашнее задание. И тогда не придется разгребать навалившиеся проблемы!
Тест: «Умеешь ли ты учиться?»
Причины учебной неуспешности могут быть самые разные, в том числе и... неумение учиться. Проверь, умеешь ли учиться ты?
Каждое умение оцени по 7-бальной шкале. 1 балл означает, что данное умение или навык абсолютно не развиты, 7 баллов означает отлично развитое умение или навык.
Не забудь, что работа с этим текстом будет эффективной, если твои ответы будут самостоятельными и честными.
Учебно-организационные умения
1. Умею выделять цель и задачи своей работы
2. Умею самостоятельно составлять план учебной работы.
3. Умею прогнозировать результаты работы и находить оптимальные пути достижения цели.
4. Владею методами самоконтроля и самопроверки.
5. Умею объективно оценивать собственную учебную работу.
6. Умею объективно оценить ответ (учебную работу) одногруппника.
Учебно-информационные умения
1. Умею пользоваться справочной литературой.
2. Умею находить и пользоваться дополнительной учебной информацией (библиотека, Интернет-ресурсы).
3. Умею усваивать информацию со слов докладчика.
4. Умею представить знания (информацию) в виде схем, таблиц.
5. Умею извлекать и опираться на знания из других предметов.
6. Умею подготовить доклад (определить тему, проблему, систему обоснования и результатов).
Познавательные умения
1. Умею высказываться устно (ответ, сообщение, доклад).
2. Умею рационально работать с учебным текстом (выделить главное, составить план, вопросы к тексту).
3. Умею конспектировать учебный материал "с голоса".
4. Умею анализировать различные точки зрения, сравнивая их между собой.
5. Умею переносить (использовать) приобретенные знания в нестандартную (новую) учебную ситуацию.
6. Владею приемами обоснованного доказательства.
Учебно-коммуникативные умения
1. Умею излагать свои мысли в виде сочинения, отзыва, статьи.
2. Умею формулировать собственные затруднения в учебной работе.
3. Способен критически воспринимать свою и чужую звучащую речь, определять способы ее совершенствования.
4. Умею вести учебный диалог.
5. Умею руководить работой группы или коллектива.
6. Умею контролировать и регулировать свое поведение при выполнении учебного задания.
Подсчитай сумму баллов по каждому из четырех блоков отдельно. Уровень развития твоих учебных умений определи по следующей схеме:
42 - 36 - высокий уровень;
35 - 29 - выше среднего;
28 - 22 - средний;
21 - 13 - ниже среднего;
12 - 6 - низкий.